Хороших сериалов могло бы быть и больше, но Сарик Андреасян пока еще не добрался до Netflix. В сухом остатке — восемь отличных шоу и наши к ним нелепые комментарии. Будем считать это социальной нагрузкой. Вместо колхоза.
Текст: Анна Ефременко
«Призраки дома на холме» / The Haunting of Hill House
Режиссер: Майк Флэнеган.
О чем сериал: у Крэйнов пятеро детей, они живут в огромном доме. Там же с ними живут еще и призраки. Потом случится страшное. Но это все еще первая серия.
Абсолютный номер один — грандиозный и самый лучший сериал года. Нож в спину для любителей классических историй о доме с призраками уже в первом эпизоде. The Haunting of Hill House существует в двух плоскостях — прошлого и настоящего. И на двух жанровых территориях — хоррора про призраков в старом доме и триллера о демонах, которые скрываются за обычными белоснежными заборами. Флэнеган так лихо переключается между этими вселенными, что вы не переплюнули его бы даже случись самая раздражительная реклама в мире посреди футбольного матча. Каждая новая серия — новый ключ к прошлому, из-за которого в настоящем все и летит в тартарары.
Для Флэнегана важно показать, как на героях отразились все те ужасы, которые они пережили в детстве. И выяснить, как каждый из них уживается с собственными демонами и воспоминаниями. Проблема в том, что эти самые призраки прошлого — не незнакомцы на вписке и не временные жильцы по каучсерфингу. Это тени своих владельцев, которые периодически выходят из-за спины и оказываются впереди.
Заинтриговали? Подробнее о сериале мы писали тут.
«Шучу» / Kidding
Режиссер: Мишель Гондри.
О чем сериал: Джефф — самый популярный в Америке ведущий детских программ. Эдакий Сергей Супонев в декорациях «Улицы Сезам». Да только в жизни самого Джеффа куда меньше радости, чем он пытается изобразить на экране.
Раньше у Джеффа было все: счастливая семья, красавица-жена, сыновья-близнецы, дом и любимая работа. Но однажды они попадут в аварию, и один из сыновей не выживет. В результате жена попросит паузу в отношениях и пожить отдельно, дом превратится в черт пойми что, а любимая работа не пойдет навстречу и не пустит в эфир выпуск о смерти.
Эта двойственность — Джефф из реального мира и мистер Пиклс — из картонных декораций — лучший полигон для испытаний актерского мастерства Джима Керри. Стоит ему улыбнуться, и мы ждем выходки на манер Эйса Вентуры, но остаемся с Джоэлом из «Вечного сияния», которого здорово потрепала жизнь. И если самому позитивному из людей, вечному оптимисту-телеведущему так невыносимо тяжело примириться с потерей, то какие шансы у простых смертных?
Если вам и этого мало, следуйте по ссылке за подробными описаниями.
«Острые предметы» / Sharp Objects
Режиссер: Жан-Марк Валле.
О чем сериал: Камилла Прикер работает репортером в Чикаго, но «слишком плохо пишет» для того, чтобы получить Пулитцера. Однажды ее посылают на задание в родной городок, где одно за другим происходят убийства девочек-подростков.
Жан-Марк Валле пришел на телевидение и отметился сразу одним из лучших сериалов прошлого года. «Большая маленькая ложь» тоже ковырялась в скелетах в шкафу, заглядывала за аккуратные белые заборчики и всматривалась в идеальные с виду семьи. В «Острых предметах» больше темных пятен прошлого, о чем вы сразу поймете по щедро рассыпанным флешбэкам. Больше саспенса, что заметно по то ли кошмарам, то ли видениям Камиллы. И больше тихого тягучего хоррора, на что намекает семейный особняк с привидениями.
Референсы сериала столь лестные, что начинаешь думать, что к ним приложили руку белорусские пиарщики. Здесь атмосфера первого сезона «Настоящего детектива» переплетается с недавней «Реинкарнацией», заигрывает с финчеровскими историями (недаром сериал снят по книге Гиллиан Флинн, автора «Исчезнувшей»), подмигивает даже Мартину Макдонаху (не только местом действия — где-то в Миссури) и Джордану Пилу. С таким багажом у «Острые предметы», конечно же, стали одним из главных открытий мира сериалов в этом году.
Вроде бы сказано все, но нет, мы писали и об этом сериале тоже. Добро пожаловать.
«Патрик Мелроуз» / Patrick Melrose
Режиссер: Эдвард Бергер.
О чем сериал: Патрик Мелроуз — сын властного отца, а ныне алкоголик и наркоман со стажем. Весь сериал — череда флешбэков и прыжков из 90-х в нулевые, а потом в 70-е.
Представьте бибисишного Шерлока. Минус расследования и пышная шевелюра, плюс сложное детство и большая семья. Бенедикт Камбербэтч как-то сообщил, что мечтал сыграть две роли — Гамлета и Мелроуза. Печальные новости для поклонников: похоже, кто-то вот-вот завершит карьеру.
«Патрик Мэлроуз» — эдакая облегченная до формата HBO экранная версия «Маленькой жизни» Янагихары. Травматичный опыт детского насилия — не лучшая почва для здоровой психики. Закономерно Мелроуз не вылазит из лечебниц, где лечит не то травмы прошлого, не то наркотическую зависимость. Стремление к саморазрушению после подобных трагедий — поведение объяснимое. Джуд режет себя до потери сознания, Патрик — до этого состояния напивается. Каждый такой шаг дистанцирует героев от самих себя — тех, которые стали жертвами насилия, тех, которые не смогли сопротивляться и в итоге невыносимы и противны самим себе. С оговоркой, что история Мелроуза все-таки выглядит и заканчивается более оптимистично, нежели путь Джуда.
Да-да, здесь нам тоже есть, чем похвастаться. Подробнее о сериале — читайте тут.
«Так близко» / This Close
Режиссер: Эндрю Ан.
О чем сериал: Кейт и Майкл — пара глухонемых друзей. Она — помощник по пиару в крупной компании, он — писатель-гомосексуалист. Пожалуй, хватит.
Как мы могли пройти мимо сериала Эндрю Ана — автора «Ночи в спа», получившей приз жюри на «Сандэнсе»-2016. This Close, кстати, выпустил в свет тоже «Сандэнс», только ТВ — тот самый Sandance Original Series, который подарил миру «Вершину озера» и «Исправлять ошибки». Впрочем, это вступление и так уже сильно затянулось.
«Так близко» придется по вкусу поклонникам Love, Easy и других мамблкор-сериалов. И здесь стоит попросить прощения за каламбур, потому что формально ну какой может быть мамблкор о глухонемых? Здесь вместо звука их голоса вы будете слышать их жестикуляцию, а заодно узнаете, что немые люди тоже могут кричать.
Кейт и Майкл — не просто друзья, они, пардон за пафос, родственные души, которым всякий раз непросто — с собой, с партнерами, с людьми вокруг. И только вдвоем они могут позволить себе говорить на одном языке — жестов (который никто рядом не понимает, что спровоцирует массу комичных ситуаций). «Так близко» при всей своей актуальности и злободневности (инклюзивность в отношении людей с особенностями) — еще и рассказ об уникальной дружбе двух одиночеств, написанный и с блеском разыгранный глухонемыми актерами Джошуа Филдманом и Шошанной Штерн.
Извините, но в случае с этим сериалом вам придется обойтись без подробностей 🙁
«Двойник» / Counterpart
О чем сериал: Говард работает офисным клерком на непримечательной должности. Однажды он узнает, что под компанией, где он трудится, есть тоннель в параллельное измерение. Где живет такой же Говард.
«Двойник» — один из самых интригующих проектов сезона хотя бы потому, что при Дж.К. Симмонсе в главной роли о шоу почти никто ничего не слышал. А меж тем именно благодаря Симмонсу и мрачной, почти нуарной атмосфере Берлина на сериал стоит немедленно обратить внимание. Только представьте: любимого актера здесь аж две штуки. И один из лучших аттракционов от эпизода к эпизоду — смотреть, как Симмонс-тюфяк мямлит что-то в ответ Симмонсу-альфа-самцу. Другое развлечение — наслаждаться отсылками ко временам Берлинской стены.
При всей фантастической фабуле «Двойник» не играет ни в «Тьму», ни в «Очень странные дела» и уж тем более в «Твин Пикс». Он осторожно, порой слишком медленно, бредет своей дорогой — тягучего шпионского детектива, где история про параллельный мир не перерастает в космические корабли и футуристические декорации. А проход в иное измерение не без иронии представлен не как яркий портал-вспышка в другой мир, а как обыкновенная таможня. Захотел в параллельный мир — поди сперва получи визу.
Смотреть сериал, помимо вышеперечисленного, стоит еще вот зачем. В «Двойнике» таким своеобразным образом переосмысливается тема рока и судьбы. И ответ на вопрос «А как бы повернулась моя жизнь, случись то-то», оборачивается не двухчасовой фантазией, а вполне себе реальной историей — второго тебя из другого мира.
И здесь, увы, тоже никаких дополнительных ссылок. Даже если вы будете нас умолять.
«Мозаика» / Mosaic
Режиссер: Стивен Содерберг.
О чем сериал: о том, как жила-была писательница детской литературы. И умерла.
У сериала есть классическая шестисерийная версия, а есть приложение, о котором подробнее можно почитать тут (снова ссылки, ура!).
В классической сериальной версии от идеи «ветвящегося повествования» Содерберг оставляет лишь пунктир. Здесь тоже есть пролог: детская писательница Оливия Лейк встречает двух мужчин. Одного — помоложе — она приютит у себя под крышей и будет опекать. Во второго — постарше — влюбится и согласится выйти замуж. Но внезапно Оливию убивают. Подозреваемых (потрудитесь посчитать сами) два. Дальше сюжет будет скакать из прошлого в настоящее, чтобы выяснить, наконец, кто же виновен в смерти героини Шэрон Стоун. Пожалуй, мы неспешно добрались до одной из главных причин начинать смотреть сериал. 59-летняя Стоун у Содерберга — магнит в кадре. Статная, интеллигентная, все еще сексуальная, стильная, загадочная — одна она выдает перфоманс, который не переплюнуть ста тридцати дакотам джонсон.
Форма и техника для экспериментатора Содерберга всегда были на первом месте. В «Мозаике» его увлекает понятие относительности правды. Оливия стала известной благодаря книге «Чей это лес?» — истории про медведя и охотника, мораль которой меняется в зависимости от того, с чьей стороны смотришь. Читаешь ли ты история медведя, на которого напал охотник. Или ты слушаешь охотника, на которого напал медведь. Во времена посправды это едва ли не самая актуальная повестка. Впрочем, Содербергу, как художнику, интересно, как это все применимо к искусству. Ответ запрятан в конце третьего эпизода — в разговоре Оливии и Петры за столом. Искусство нельзя изучить, его можно только почувствовать.
«Конец ***го мира» / The End of the F***ing World
Режиссеры: Джонатан Энтвистл, Люси Черняк.
О чем сериал: Джеймс и Алиса школьники. Он мечтает кого-то убить, она — сбежать от родителей. И то, и другое у них получится.
Британские Бонни и Клайд учатся в старших классах, не романтизируют преступления, замкнуты и вряд ли потянут на героев инфантильных подростков. Джеймс хочет убить кого-нибудь в надежде, что тогда испытает хоть какие эмоции. Алиса просто агрессивно настроена в отношении чего угодно. Два состояния, которые как нельзя лучше описывают эмоциональный фон современного подростка. Нигилизм, доведенный до абсолюта. Усталость от всего и вся. Аморальные поступки, совершенные из любопытства, потому что мораль — вещь скучная и немодная. Если вы помните мотивы героини озоновского «Молода и прекрасна» заняться проституцией, то вам больше не нужно ничего объяснять. А зрительских успех сериала (рейтинг 8,4 на IMDb) говорит о том, что не нужно и если не помните.
У британцев получилось сделать увлекательный и стильный проект про юношеский бунт. Протест, который, надо сказать, далеко зашел. Эта история так же оторвана от реальности, как рюшечные фильмы Уэса Андерсона или сентиментальные — Жан-Пьера Жене, что не лишает ее шарма и обаяния. Мораль же этой басни может быть в том, что для каждого психопата в мире есть другой такой же психопат. Или что корни всех психозов — в детских травмах (надо же!). Или в том, что мораль опциональна, главное не изменять себе.
Да, сериалы закончились. А ссылки — нет. Если вам и этого мало, вот Топ-10 сериалов 2017 года. Вэлкоме.