Базы торрентов и столичные кинотеатры атакуют жанровые работы на любой вкус. Если ваш не позволяет провести два часа с новым «Миром Юрского периода», обратите внимание на два американских дебюта. Отрубленные головы, белоснежные диваны и игрушечные домики — на месте все, чтобы вам было по-домашнему уютно.
Текст: Анна Ефременко
«Реинкарнация» / Hereditary
Режиссер: Ари Астер.
О чем кино: у Энни умерла мать, остались двое детей и муж. Впрочем, еще целый сундук тайн и ночных кошмаров.
«Выдающийся», «блестящий», «новый «Изгоняющий дьявола» — какие только эпитеты не подбирала американская пресса к фильму «Реинкарнация» после премьеры на минувшем «Сандэнсе». Дебютная картина Ари Астера стала сенсацией фестиваля, пополнила копилку проектов студии A24, которая тут же поспешила заключить с режиссером контракт и на следующее кино. Что мы имеем в сумме по истечение двух с хвостиком часов просмотра? При желании в «Реинкарнации» можно угадать с десяток современных хорроров: от «Февраля» Перкинса до «Приглашения» Кусамы. И пару-тройку классических: от «Омена» и «Ребенка Розмари» до «А теперь не смотри» (на последнюю, кстати, Арстер, по его признанию, пытался равняться). В сухом остатке мы имеем совершенную с технической точки зрения работу, искусно демонстрирующую весь арсенал финтов, который сегодня доступен мастерам жанра ужасов. Выдающийся саунд-дизайн (тревожные биты, кажется, не оставляют вас в покое ни на секунду), головокружительную операторскую работу Павла Погожельского, интересные световые решения (обратите внимание хотя бы на световые блики и отражения). Впрочем, технические находки здесь нивелируются драматургическими потерями.
Искусственно олдскульно замедленный в первой половине, фильм так резко меняет направление и ритм в финале, что рискует сломать шею не только своим героям, но и зрителям — на таких-то поворотах. Диапазон режиссерских интонаций слишком широк на квадратный сантиметр сцены: от животного ужаса до нелепых смешков здесь — рукой подать. К тому же, за два с лишним часа хронометража наберется пятерка-другая деталей, которые так и не были обыграны (имена на стенах, лунатизм Энни). Но даже не смотря на это «Реинкарнация» задрала жанровую планку до таких высот, что Чаду Арчибальду и Кевину Гротерту придется бежать за стремянкой.
«Чистокровные» / Thoroughbreds
Режиссер: Кори Финли.
О чем кино: две подруги из Коннектикута раздумывают об убийстве.
Дебют Кори Финли настолько неспешный и тихий, что вы решите, будто перед вами какие-нибудь меланхоличные греки. И будете отчасти правы: страсти и трагедии здесь под стать античным. Лили (Аня Тейлор-Джой) живет с матерью и отчимом, которого ненавидит. Однажды ее навещает подруга Аманда (Оливия Кук), которая не склонна к эмоциям — только к жестокости по отношению к животным. Вместе девушки обдумывают план, как бы избавиться от отчима-тирана (Пол Спаркс). Будет еще Антон Ельчин в своей предпоследней роли обвиненного в педофилии сотрудника дома престарелых (иронично, не правда ли).
В таком составе команда «Чистокровных» показывает игру, которую мастера жанра давненько не видели. Диковинный ритм, напряжение, головокружительная камера и выдержанный монтаж — дебют Финли выглядит не просто уверенно, подчас — самоуверенно. При всех белоснежных диванах и светлых интерьерах это кино удачно ловит и транслирует настроение нуара. Не хочется считать, будто «Чистокровные» складываются в портрет поколения и галерею образов высшего класса, но это не так далеко от правды, как кажется. От триллера до черной комедии здесь пара реплик, каждая из которых выписаны как изложение в чистовик — почти до совершенства. И все же приторможенность действия и его минималистичность на полуторачасовой хронометраж заставляют фильм буксовать там, где он мог бы лихо проскочить на полной скорости.