Хороший, плохой, злой. 3 фильма последнего Sundance, которые уже можно посмотреть

Если единственное, что нужно сделать партнеру, чтобы вас завести, это показать призера фестиваля Sundance, у кого-то ожидается жаркий вечер. Равнодушным к свежему инди просьба не беспокоиться. Впрочем, мы заботливо выбрали самое щадящее: не соскучатся даже поклонники комедий со Светлаковым. Но для этого им сперва придется подзарядиться «Женихом».

«Такса» / Wiener-Dog

wienerdog_greta_1500x1000

Режиссер: Тодд Солондз.

О чем кино: четыре истории про питомца и хозяев, недалеко ушедших от него в развитии.

Тодд Солондз в киноманских кругах в представлении не нуждается. Мастер жанра трагикомедии и труженик от сохи американского независимого кинематографа. Его новая работа стала одним из самых ожидаемых фильмов последнего «Сандэнса» заслуженно: мало того, что на афише значится имя самого режиссера, до кучи в титрах замечены Грета Гервиг, Дэнни ДеВито, Зося Мамет (Шошанна из «Девочек» — проверка, в теме ли вы) и премилая такса.

Собрались ребята вместе не без повода: поиздеваться над бережно охраняемыми американскими ценностями. Впрочем, хохотать над этим — удел тех, кто по нашу сторону океана — самоирония не главное национальное качество янки. В каждой из четырех глав Солондз препарирует человеческие погрешности и несовершенства, на которых построены все отношения — даже ваши короткие перебранки вечером у плиты. Вскрывает он их так аккуратно и щадяще, что от экрана не отворачиваешься — завороженно следишь за каждым движением скальпеля. При этом не перенести язвы и болячки на себя невозможно: слишком узнаваемые симптомы.

С яркими сочными красками и залитым солнцем изображением контрастирует вязкая атмосфера тотальной неизбежности и воли фатума. Немым свидетелем этого и сопутствующих, очерченных яркими мазками глупости и напускной серьезности становится кочующая из рук в руки такса. Которая у Солондза, как и все остальное, метафорична и в финале становится символом бессмысленности и неизбежности. Но как бы американец не высмеивал свою отчизну, уходите вы из этого мира не озлобленными, а слегка погрустневшими. Мизантропия и самоедство не обойдет и самого режиссера, оттого возможно веришь ему куда больше, нежели высокомерным снобам с претензией на истину.

«Капитан Фантастик» / Captain Fantastic

captain-fantastic-3_1500x998

Режиссер: Мэтт Росс.

О чем кино: пара растит свору детей в лесу, учит их на дому не только квантовой физике, но и выживанию. Но в один момент всем дружно надо отправиться сквозь дебри супермаркетов и многоуровневые развязки американских дорог в цивилизованный мир.

Вторая режиссерская работа преимущественно сериального актера Мэтта Росса нравится зрителям. Еще бы: неотвратимо брутальный Вигго Мортенсен, тематика хиппи, роуд-муви и слишком прозрачная аллегория — словом все, что поможет постичь суть фильма даже самым большим поклонникам Светлакова (привет, вы еще здесь?).

Частично эта же тема, но на ощутимо другой глубине, затрагивалась греком Лантимосом в искусном «Клыке». Но тот был менее добр к зрителю, предельно радикален, честен и, без обид Росс, более талантлив. Хотя тема воспитания детей, принудительной отстраненности от общества (читай — западного) и, как следствие, подавления индивидуума и остановки его развития проговариваются у американца с куда более старательной артикуляцией. Мини-государство, которое построил Бен со своей персоной во главе, мало в чем уступает тривиальному тоталитарному строю. А граждане его государство мало на что способны сами, кроме как исполнять волю отца да зачитывать наизусть в нежном возрасте поправки к Конституции.

Все эти идеи Росс опускает с уровня тяжеловесных высказываний до удобоваримого разговора по душам. Но не подумайте плохого — оно и к лучшему. За легкостью истории, обогащенной, судя по всему, бифидобактериями, скрывается качественное с налетом драмы кино. Несколько слабое по части мускулатуры для того, чтобы считаться крепким авторским высказыванием, но способное сентиментальностью и старой-доброй харизмой компенсировать хрупкое телосложение.

Чего не по силам компенсировать Россу-режиссеру, так это поверхностности высказывания. Все, что хотел сказать автор, умещается в его же тизере к фильму. «Он подготовил их ко всему, кроме настоящей жизни» — развития эта мысль не получит, как бы не старался ни Мортенсен, ни Росс. Потому что как бы симпатична не была мордашка, для фестивального армрестлинга нужна мышечная масса. А для места в истории — еще и голова на плечах.

«Бельгия» / Belgica

belgica_06_-_1500x791

Режиссер: Феликс ван Грунинген.

О чем кино: два брата открывают бар, выводят его в статус культового, но потом все идет наперекосяк.

Ван Грунинген еще с «Разомкнутым кругом» запал в душу особенно чувствительным зрителям. Спешу разочаровать: «Бельгия» вам не понравится. В последней работе бельгиец приглушает цвета, ставит рок и суровое техно вместо кантри, берет менее колоритных и симпатичных героев и рассказывает мрачную историю девальвации семейных ценностей.

Бар как метафора целого мира — прямо скажем, не самый оригинальный прием, но Грунингену почти удается выкрутиться. Параллельно с тем, как анархия и свобода, с которой все начинается в баре, вытесняются все большим количеством контроля и правил, контроль теряют сами хозяева. Уровень благосостояния бара растет, уровень человеческого в парнях падает. Крепнет имидж «Бельгии», слабеют семейные отношения.

Не самое находчивое, но имиджевое предприятие для Грунингена, которому спустя четыре года после «Разомкнутого круга» надо было вернуться и не проиграться в ноль. И он не стал рисковать: не повысил ставки — не сорвал куш. Будем считать, остался при своем. Это своего рода предельно безопасный секс с претензией на легкий экстрим — где-то в закоулках предрассветного Сухарева. Другое дело, что у нас наказуемо даже это.

Читайте также