От врача до трупа и нациста. 5 ролей Рэдклиффа после Гарри Поттера

В прокате вот-вот появится «Абсолютная власть», а на торрентах уже порос мхом «Человек швейцарский нож». Рэдклифф снимается в таком количестве фильмов (10 за 4 года, если быть точным), что грешным делом можно подумать, что его задача максимум — вытеснить славу о себе как о юном волшебнике. Впрочем, недавней брутальной фотосессии для Vanity Fair с обнаженным торсом вполне бы хватило.

Нэйт в фильме «Абсолютная власть» / Imperium

imperium-JAC-3919.dng

Режиссер: Даниэль Рагуссис.

О чем кино: молодой агент ФБР прикидывается нацистом и до поры до времени работает под прикрытием.

Рагуссис дебютировал в большом кино с плохим фильмом. На этом можно было бы и закончить, но не откажу себе в удовольствии побрюзжать.

«Абсолютная власть» пытается высказаться на тему природы насилия в целом и нацизма в частности. Но делает это буквально — проговаривая все устами героев и артикулируя так выразительно, что собеседнику только и остается, что вытирать лицо от чужих слюней.

Интрига в фильме артистично замирает уже где-то в начале, финал не станет сюрпризом даже для самого непритязательного зрителя. Вообще в какой-то момент Рагуссис перестает думать о мотивации и отпускает сюжет на волю случая. Про напряжение и саспенс, свойственные фильмам про агентов под прикрытием, вовсе приходится лишь ностальгически вспоминать. При этом Рэдклифф старается как может: бреется наголо, набивает татуировки, перенимает поведение уличных хулиганов. Но и тут мимо: его образ слишком интеллигентный и добродушный, чтобы вы поверили. Что уж говорить про тех нацистов, к которым он втирается в доверие.

Где-то из-за угла «Абсолютной власти» машет «Американская история Х». Но когда Дерек Виньярд в эталонном исполнении Эдварда Нортона поворачивается с руками, сомкнутыми за головой, к зрителю и с прищуром улыбается, у вас мурашки. Когда улыбается герой Рэдклиффа, вы жадно ищите в кадре Гермиону. Или как минимум Буклю.

Мэнни в фильме «Человек-швейцарский нож» / Swiss Army Man

swiss-army-man-szene-6_1500x1000

Режиссеры: Дэниэл Кван, Дэниэл Шайнерт.

О чем кино: следите за руками. На необитаемый остров, где Хэнк уже готов покончить с собой, выбрасывает Мэнни с признаками трупного окоченения. Но внезапно Мэнни начинает разговаривать с Хэнком, и у них завязывается теплая мужская дружба.

Кван и Шейнерт дебютировали в большом кино с хорошим фильмом. На этом тоже можно было бы закончить, но не откажу себе в удовольствии подразнить Рагуссиса.

«Лучшая режиссерская работа» на последнем Sundance вызовет уйму вопросов у поклонников кино здравого смысла. А ведь и вправду: «Что это было?» Жаждущих стройного сюжета и прямолинейного конфликта подобный вопрос озаботит многократно. Но Кван и Шейнерт не пускаются в объяснения. Они пускаются в дикие пляски, разыгрывают уморительно смешные сценки, многократно шутят про пердеж (и делают это, привет последний Спилберг, остроумно и смешно) и говорят о важном и вечном предельно простым языком. Самый романтический диалог в фильме выглядит примерно следующим образом: когда твоя какашка встречают другую какашку, они сливаются и дальше плывут вместе. Пока вы визуализируете, я продолжу.

У американцев получается сделать удивительно свежее и живое кино. Пожалуй, так легко и иронично в трико Робинзона Крузо не высказывался еще никто. На ум обязательно придет «Изгой», но у вас не получится на этом зациклиться: мяч с нарисованной улыбкой и труп, о зубы которого можно побриться, — истории предельно далекие.

Пол Дано и Дэниэл Рэдклифф вдвоем на почве фантазийной истории делают близкое нам кино. Где романтикой зовется вечер вдвоем за сериалом Netflix. Где доверие и искренность определяется тем, могут ли два человека испускать газы друг при друге (простите, что мы все про пердеж да про пердеж). Где невозможно отпустить того, кого любишь, даже после его смерти.

Режиссерский дуэт Дэниэлов снимает фильм о страхах и терзаниях взрослеющих подростков без назойливых нравоучений, говоря с ними на одном языке. Поэтому когда вы в силу возраста решите, что пердежа уже чересчур, Кван и Шейнерт выкрутятся и покажут вам новый аттракцион — ракету, например.

Уоллес в фильме «Дружба и никакого секса?» / The F Word

the-f-word_1500x998

Режиссер: Майкл Даус.

О чем кино: Уоллес встречает Шантри и влюбляется. Но у Шантри уже есть парень.

Если вы думаете, что дальше эта фабула будет разворачиваться каким-то неожиданным образом, вы ошибаетесь. Майкл Даус берет измором. О каждом сюжетном повороте вы словно предупреждены мелодичным голосом автомобильного навигатора. Это поубавит азарта, но не уменьшит градус искренности и нежности в глуповатом, но милом ромкоме.

Перед вами эдакое новое поколение американских комедий, где не шутят про члены, не задирают юбки и не лишаются девственности в 15 лет в туалете во время урока. Герои Рэдклиффа и Казан почти пуритане: улыбаются друг другу, держатся за руки и пишут трогательные письма. Идеальная картина для переживающих конфетно-букетный период парочек: ни тебе краснеть перед будущим партнером, ни смущенно отводить глаза, ни плакать в три ручья. Охочих до сюжетной оригинальности снова просьба не беспокоиться: вы уже можете сказать, чем закончится фильм, только посмотрев трейлер. Но смотрите сквозь него — на то, как очаровательные и обаятельные герои, совсем как ты, да я, да мы с тобой проживают историю любви современных Ромео и Джульетты.

И да, сценаристы не смогли удержаться от уколов по поводу «поттерианы» в шутках вроде: «Ни у кого еще не получалось дружить с женщиной и не переспать. А ты значит волшебник, Гарри Поттер что ли?»

Бомгард в сериале «Записки юного врача» / A Young Doctor’s Notebook

Young doctor (Daniel Radcliffe) and old doctor (Jon Hamm)

Режиссеры: Алекс Хардкасл, Роберт МакКиллоп.

О чем сериал: юный врач Бомгард Владимир приезжает в маленькую деревушку, где лечит местных жителей. Ему приходится весьма нелегко, ведь он вынужден сталкиваться с трудностями своей профессии, а также постоянными суевериями своих пациентов.

Вольная экранизация булгаковских «Записок юного врача» и «Морфия» — только на первый взгляд забористая и юморная летопись сельской жизни. На деле это повесть взросления неоперившегося врача, у которого мало того что опыта нет, так еще и в довесок тесные взаимоотношения с морфием сугубо личного характера.

Британцы на протяжении всего сериала прилично шутят и сдабривают историю развесистой клюквой: как Бомгард носится с больным в попытках вырвать ему зуб под «Калинку-малинку» — лучше один раз увидеть, поверьте. Рэдклифф в сериале смотрится местами даже уместнее (ну простите, поклонники Гарри Поттера), чем в том-самом-фильме — так органично он встраивается в чернушную имитацию британцами русской жизни в глуши.

И здесь надо отдать должное его смелости — вторая после «поттерианы» работа не содержит никакого супергеройства. Но поклонник Булгакова, Рэдклифф так нелепо приплясывает вокруг рожениц, что о «мальчике, который выжил» перестаешь думать уже на втором эпизоде.

Артур в фильме «Женщина в черном» / The Woman in Black

the-woman-in-black06

Режиссер: Джеймс Уоткинс.

О чем кино: молодой лондонский юрист Артур Киппс приезжает в периферийную глушь, чтобы составить реестр документов скончавшегося хозяина поместья. Но на месте Киппс общается с негостеприимными жителями и понимает, что над деревушкой нависла тень мрачной тайны. Ну, а потом ему и вовсе начинает мерещиться женщина в черном и вокруг творится всякое мракобесие.

«Женщина в черном» — первый тест на профпригодность для Дэниэла Рэдклиффа после «поттерианы». И на старте может показаться, что ремейк «Женщины в черном» в стилистике английских готических фильмов — вещица как минимум любопытная. На деле авторы так заигрались с бесчисленными викторианскими артефактами и созданием атмосферы, что забыли про интеллектуальную составляющую.

Пожалуй, наибольшее удовольствие съемки фильма доставили художникам по интерьеру. Щедро рассыпанные по дому жутковатые игрушки, зловещие клоуны, старые фотографии, антиквариат, покрывшейся паутиной, скрипучие половицы и тайники с жуткими секретами. Добрых сорок минут фильма герой Рэдклиффа бродит среди этого сокровища в одиночку, а камера нет-нет и остановится на зловещем предмете. И если в первой экранизации «Женщины в черном» 1989 года режиссер Херберт Уайз делал ставку не на стилизацию, а на опыт и профессионализм, то Уоткинс тяготеет к инфернальным пейзажам и внушающим ужас крикам.

Возвращаясь к экранизации 89-го года, отмечу, что Уайзу удавалось напугать своего зрителя всего-то жуткой музыкой и нагнетанием атмосферы в лучших традициях саспенса. Джеймс Уоткинс очевидно неравнодушен к японским фильмам ужасов и причудливо загримированным мертвецам. Иначе как объяснить до неприличия большое количество крупных планов привидений, которые в силу своего британского менталитета должны быть скромнее и не лезть в кадр.

И все же «Женщина в черном» — дама истинно британская: продюсировала фильм легендарная компания «Хаммер», альма-матер фильмов ужасов Объединенного Королевства. В золотые для английского хоррора 50-е-60-е годы студия штамповала по 8−10 фильмов в год, сполна удовлетворяя желание англичан пощекотать нервишки и насладиться эффектным зрелищем. Постепенно визуальная сторона довлела над эмоциональной и содержательной, и хаммеровцев вытеснили как старомодных образчиков добропорядочности.

Воскрес «Хаммер» уже в новом тысячелетии. Парадоксально, но теперь его нарочито готический стиль не выглядел архаично — европейская готика снова в моде, а эстетику хаммеровцев пародируют по всему миру.

Хичкоку необходимо было добиться эстетического переживания страха, нашим современникам достаточно методично показывать на экране жутковатые лица, издающие истошные вопли. И пока режиссеры жанра ужасов накапливают технический арсенал, из поля зрения ускользают приемы истинно кинематографические.

Читайте также