Находка недели: 2 фильма Кампоса про невротиков и психопатов

Если вы думаете, что тема вас не касается, вы, должно быть, работаете архивариусом в местном музее конки. Всем остальным — добро пожаловать в мир социопатов и невротиков, который для вас заботливо создает молодой талантливый бородач.

Антонио Кампос — 33-летний любимец фестивалей всех мастей — от Канн до «Сандэнса» и Берлина. Лед же в нашем сердце растопило еще и то, что американец продюсировал «Глаза моей матери» и «Джеймса Уайта» — без преувеличения лучшие образцы местного инди.

«Саймон-убийца» / Simon Killer

Режиссер: Антонио Кампос.

О чем кино: Саймон переживает расставание с девушкой и приезжает проветриться в Париж. Там знакомится с проституткой и занимается с ней сексом. Потом еще раз. И еще.

По фабуле грешным делом можно подумать, что мы решили включить в «Находку недели» кино для взрослых. Надо сказать, это не так далеко от истины: возьмись показать «Саймона-убийца» столичный кинопрокат, он впилил бы ему рейтинг «18+». Впрочем, такая недальновидность для прокатчиков не редкость. На самом деле, лучшее, что можно сделать для поколения 16-летних — показать им этот фильм сейчас. Саймон как пример типичного героя своего времени — с упором на «типичного» значительно больше, чем на «героя».

Его зацикленность на своих мыслях, законсервированность и, как следствие, острая социопатия — не что иное, как болезнь поколения. Кампос помещает своего героя в чужеродную среду иностранного государства, чтобы подчеркнуть сложность в коммуникации, с которой сталкивается и живет его герой. Причем утрирует до такой степени, что единственный случай, когда знакомство привело к чему-то большему, — был оплаченный кредиткой визит к проститутке. Но и здесь Саймону нечем гордиться.

Кампос все время сосредотачивается на чувственном восприятии героя-социопата. Ему в меньшей степени интересно раскрывать его характер, куда важнее — сделать надрез, чтобы увидеть, что у него в голове. Саймон изучал неврологию и специализировался на связях глаза и головного мозга, на периферийном зрении. Кампос вбрасывает в самом начале фильма эту наживку и ждет, когда зритель клюнет и станет биться в агонии на крючке. Музыка, визуальные решения, субъективная камера и точки съемки — все позволяет смотреть на Париж и мир вокруг глазами Саймона. Пожалуй, худшего фильма-путеводителя по самому романтичному городу на земле вы не видели.

«Саймон-убийца» не похож на эталонные фильмы про психопатов, за которыми гоняется целая армия ФБРовцев. Он косячит, теряется, не знает, что делать, и уж точно никогда не впишет свое имя в историю криминального мира. Но, что куда страшнее, он повседневен, типичен и не выделяется из толпы — ни из парижской, ни из нью-йоркской. Ни даже из Минской.

«Кристин» / Christine

Режиссер: Антонио Кампос.

О чем кино: о том, как живет невротичная телеведущая.

Последний фильм Кампоса явился торрентам аккурат из основного конкурса «Сандэнса». А сюжет его — из реальной истории, которая подробно задокументирована даже в русскоязычной «Википедии». Первое должно зацепить тех, кто смотрит в сторону Парк-Сити с придыханием. Второе — охочих до фильмов с титром «основано на реальных событиях».

Ребекка Холл устраивает в «Кристин» настоящий перфоманс — невротичной несчастной карьеристки, которой не везет ни в работе, ни на личном фронте. Предположить, что это дерганная особа может кончить как-то иначе, чем у Кампоса, не представляется возможным. Ее героиню в режиме четырехразового питания пожирают комплексы и кризисы. «Я всегда хотела, чтобы у меня была любимая работа и любимый муж», — скажет она на собрании анонимных невротиков. «А вы не пробовали снизить планку?», — спросит у нее коуч, обдав новой волной депрессии.

История Кампоса движется поступательно от личного к публичному. Середина 70-х для американского телевидения как раз то время, когда на смену общественно значимым историям приходит «больше кровавых сюжетов в ярких красках» — аккурат то, на чем сейчас делают трафик миллионы новостных ресурсов и собирают аудиторию телеканалы. Причем трансформироваться приходится всем — от работников телестудий до зрителей — оформившихся веганов, которых раз за разом пичкают все большим мясом. И как-то нам с этим приходится дальше жить.

Если вам понравилось, посмотрите еще три фильма, к которым имеет отношение Кампос:

«Выпускники» / Afterschool — о том, как медиа воздействуют на наши решения.

«Марта, Марси Мэй, Марлен» / Martha Marcy May Marlene — о сущности группового мышления.

«Девственность на продажу» / Buy It Now — короткометражку о… эммм… девственности на продажу.

Читайте также