#кинокомбо: 2 фильма о детских страхах для взрослых

Плохие новости: не бояться идти ночью в туалет в полной темноте — так себе преодоление страхов. Поэтому не покладаем рук и работаем. Kinorama отсмотрела на прошедшем ММКФ «Лiстапад» 24 фильма и нашла среди них всякое. Вот, например, канадский и венгерский взгляды на тему детских страхов, снов и фантазий. Словом, всего того, что вы не понимаете в Линче, но беспричинно любите.

«Демоны» / Les démons

les-demons

Режиссер: Филипп Лезаж.

О чем кино: маленький мальчик слушает страшилки брата, плохо спит по ночам, боится, что болен СПИДом.

На самом деле второй полнометражный фильм канадца Лезажа совсем не об этом, но кто нас упрекнет. В фокусе внимания режиссера — 10-летний Феликс, страхи которого вызовут на первых порах снисходительную улыбку взрослого, и только потом заставят прислушаться. Лезаж проводит тонкую грань между тем, что рисует наше подсознание, и тем, что происходит в реальности. Тот случай, когда страхи, затаившиеся где-то в подсознании, вызывают улыбку, а реальность заставляет вжиматься в кресло.

Если вы соскучились по спойлерам, то спешим сообщить, что старшим братом «Демонов» легко может стать «Михаэль» австрийца Шляйнцера. Оба бескомпромиссно играют на контрастах: яркие краски и детский смех на экране первого и финальная Sunny на титрах второго — как гарантия того, что вы выйдете из зала на ватных ногах.

Радикализм Лезажа еще и в том, как он сталкивает детские страхи и взрослую жестокость. И показывает беспомощность детских демонов рядом с деятельными демона внутри взрослого. При этом сделано все талантливо и лаконично: канадец владеет языком кино с такой гармоничностью и легкостью, с которой владеет французским одаренная выпускница переводческого. И даже если она ошибается с падежом, на это все равно приятно смотреть. У Лезажа падежи на месте: если он обронил кусочек пазла, через пару минут вы сами поставите его на место. Если дело доходит до малоприятных сцен, то он отводит камеру на безопасное расстояние. Если бассейн, то тут вам многочисленные цитаты из мирового кино.

Впрочем, демоны у Лезажа имеют не только личностную прописку — в голове Феликса, но и временную. Демоны 80-х формируют их же реинкарнации в 90-х и далее. И это колесо сансары можно прервать лишь безудержной радостью детства.

«Лили Лейн» / Liliom ösvény

11050595_c6e846ac2c7beb317a6a625c03cb889f_x

Режиссер: Бенедек «Бенце» Флигауф.

О чем кино: Ребекка рассказывает своему сыну Дани страшные истории. Потом они едут к бабушке.

Теперь когда мастера аннотации высказались, можно взять слово остальным. Бенедек «Бенце» Флигауф на родине в Венгрии считается лидером независимого кинематографа. А теперь представьте, как может выглядеть инди-кино в такой кинематографически особенной стране. «Лили Лейн» именно такая.

Флигауф рассказывает историю матери и ребенка. Та, в свою очередь, рассказывает сыну свою историю. Поэтому на экране переплетаются прошлое и настоящее, фантазии и реальность, сон и действительность. В лучших традициях независимых, в и так скудное до экранных гладей пространство врываются мобильная съемка, сверхкрупные планы, ночная съемка, компьютерное изображение. Но каждое новое слагаемое идет общему уравнению только на пользу.

На поверхности у Флигауфа история о детских страхах и о том, что только преодолев их можно почувствовать себя свободным. Чуть глубже — взаимоотношения матери и ребенка между собой и с внешним миром. Еще дальше — неспособность справиться с болью утраты, жизнь между прошлым и настоящим.

Ребекка пытается справиться со своими демонами и одновременно не подпустить их к сыну. Эти странные взаимоотношения выходят за пределы чисто семейных и оборачиваются фантасмагорией. И здесь все кусочки пазла складываются: Флигауф показывает замкнутую систему их мира. От зернистого изображения игрушек, снятого на мобильную камеру, до вязкого леса на острове Маргит посреди Дуная — все схлопывается до крошечного мира двух людей. Где именно они устанавливают правила игры, определяют, что хорошо, а что плохо, что нормально, а что — сумасшествие. Как объяснить ребенку смерть и приблизиться к пониманию этого самой. И то, что для кого-то страшилка на ночь, для Ребекки с сыном — история с продолжением. Из жизни ли выдуманная — нам остается только гадать.