#неофиты: два новых британских триллера

Положа руку на сердце, здесь должен был быть пост про лучший хоррор прошлого года — «Паранормальное» братьев Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда. Но мы все еще перевариваем впечатления. А пока утолите жажду двумя британскими жаровыми новинками.

Текст: Анна Ефременко

«Калибр» / Calibre

Режиссер: Мэтт Палмер.

О чем кино: два друга отправляются поохотиться в шотландскую сельскую местность, но случается непоправимое. Теперь парням остается только замести следы и уматывать. Но нет.

«Калибр» вполне мог бы посоревноваться со «Зверем» за титул лучшего британского дебюта года, но по меркам большого экрана он вышел скромнее. Ни тебе стерильных минималистичных панорам, ни ровной аккуратной работы со светом, ни крупных планов красивых глаз. «Калибр» выдержан в мрачной темной цветовой гамме, а лица в кадре, если это местные из шотландской глуши, выглядят как клан серийных убийц. Мэтт Палмер явно слышал о Достоевском и что-то знает о преступлении и наказании, иначе «Калибр» не апеллировал бы к ним с такой частотой. А раз так, то муки совести и драма морального беспокойства здесь составляют триллеру неплохую конкуренцию.

Впрочем, Палмер не забывает о напряжении и вкалывает саспенс равными дозами на протяжении всего фильма. До хоррора дело так и не дойдет, а вот мощный разряд триллера вы непременно получите. Забавно, что кино о том, как двое городских парней приехали поохотиться в шотландскую глухомань, могло бы обернуться как минимум «Ритуалом», а как максимум «Соломенными псами». Но Палмер не идет на поводу у ночных лесных пейзажей, клыкастых собак и язычницких праздников с костром. Он гнет свою линию о том, что такое правосудие, о его относительности на фоне моральных терзаний и о том, что цивилизация давно не то, чем кажется. Рыжебородые местные явно вызывают меньше симпатии, чем холеные городские, которым зритель сочувствует, не смотря ни на что. И только финал расставит более-менее все на свои места.

«Зверь» / Beast

Режиссер: Майкл Пирс.

О чем кино: Молл гнобили в школе, гнобят в семье, да и сама она не прочь нагнать на себя лишнего. Однажды Молл встречает Паскаля — странного парня с ружьем, который проявляет к ней интерес. А что еще нужно молодой зачмыренной девушке?

На «Зверя» уже навесили ярлык главного британского дебюта года, так что приходится с этим считаться. Первая полнометражная работа Майкла Пирса, справедливости ради, заслуживает этого повышенного внимания. История об охотнике и жертве в одном лице, о подавлении и прессинге в семье, о своих и чужих, о жизни в изоляции — кажется, будто «Зверь» наступил на главные грабли дебюта и рассказывает обо всем сразу. Но Пирсу удается подчинить все темы одной магистральной линии и написать выразительные портреты Молл и Паскаля на фоне фантастических (и родных режиссеру) пейзажей острова Джерси. Портреты охотников, которых окружение прессует до состояние жертв, которые привыкли видеть себя такими в зеркале, но готовых при случае достать ружье.

Пейзаж, к слову, оставляет отпечаток и на действии фильма. Медленный провинциальный Джерси как нельзя лучше подходит такому тягучему и нерасторопному повествованию. Если вам придется пересказывать отлучившемуся в туалет другу, что происходило последние 15 минут, вы сможете уложить это в твит старого образца (помните, на 140 символов). Ладно, в остальные 100 символов у вас уложится концовка. Но это не значит, что «Зверю» не хватает саспенса — здесь он как раз выступает в противовес динамике. Напряжение у Пирса в недвижимом — во взгляде Молл, в открытом окне, в лежащей фигуре на полу. Когда в это рябь на воде врывается резкое и неожиданное действие, оно становится особенно выразительным (обратите внимание хотя бы на момент, когда Молл срывается на крик на похоронах. Или как меняется ход допроса). С такими исходными данными у Пирса есть все шансы бодро перешагнуть из статуса дебютанта в ряды крепких британских авторов.