Нашли (кхе-кхе) для вас два свеженьких found footage. В процессе, правда, выяснилось, что второй можно отнести к жанру с такой большой натяжкой, что позавидуют даже леггинсы на Лене Данэм. Но не пропускать же из-за такой мелочи хорошее кино.
Текст: Анна Ефременко
«Дверь Дьявола» / The Devil’s Doorway
Режиссер: Эйслинн Кларк.
О чем кино: 1960 год. По просьбе Ватикана двое священников едут в Ирландию в «дом падших женщин», чтобы разведать, правда ли там начала кровоточить статуя Девы Марии. Попутно снимают все это на видео.
Священники-видеоблогеры — плодотворная почва для возделывания. И не важно, что found footage хорошенько поистрепался в последние годы. Если камера попадает в руки служителям церкви, которые бродят по заброшенным катакомбам монастыря, — ты не можешь оторваться. При этом на большом экране дрожащая квадратное овер-зернистое изображение вызовет проблемы с вестибулярным аппаратом даже у тех, кто спокойно переносит «Калипсо». Found footage здесь — не самоцель и не способ заставить вас снова и снова гуглить «дверь дьявола в хорошем качестве без регистрации и смс». Ведь доказательства чудес, как и чертовщины, правдивее всего выглядят не в рассказах очевидцах, а в съемках на камеру. Так что наберитесь терпения — перед вами один из лучших образцов поджанра в последнее время.
Тривиальная идея о том, что главный зверь — все же человек, и проделки дьявола в действительности — его рук дело, в фильме дебютантки Эйслин Кларк формулируется предельно лаконично и эстетично. На первый взгляд, у инфернального здесь элегантно обнаруживаются вполне себе земные корни, родословная и корыстные интересы. Но это не значит, что в «Двери Дьявола» не найдется моментов, которые пощекочут вам нервишки и возьмут на себя ответственность за ваш холодок по спине. С другой стороны, чем дальше в подвалы, тем меньше все это похоже на правду. И только камера, почти как волчок в «Начале», раз за разом возвращает нас к реальности. Верить глазам или нет — отличное упражнение на самостоятельность выбора.
«Они остаются» / They Remain
Режиссеры: Филип Джелэтт.
О чем кино: двое ученых отправляются на опушку леса исследовать животный мир и почву. И это только кажется, что впереди у них — романтические пикники на природе. На деле в этой местности пару лет назад произошла серия ритуальных убийств некоего культа, и теперь замечены аномалии в поведении живности.
Признаемся, к классическому found footage этот фильм имеет весьма косвенное отношение. Да, часть действия записывается на пленку, но это больше похоже на тест работы камеры с тепловизором, нежели на художественный прием.
Американский дебютант Филип Джелэтт («Они остаются» его вторая картина), видимо, так боялся, что его детище никто не поймет, что уместил весь смысл в коротком эпиграфе. «Мудрецы толковали сны, а боги смеялись», — процитирует он Лавкрафта, чем гарантирует себе особое внимание. «Они остаются» бойко и технично пройдутся по медленной потере рассудка в изоляции от мира, по внутренним демонам и связям с реальностью. Если проявить фантазию и вслушаться в саундтрек, можно заметить сходство с недавним «Паранормальным» Бенсона и Мурхеда. Хотя в контексте фильма Джелэтта — может нам это все только кажется.