Что тут скажешь. Поклонникам Стивена Кинга — приготовиться, остальные могут посмотреть, как красивая девочка протирает столы в дорогом ресторане.
Текст: Анна Ефременко
«Касл-Рок» / Castle Rock
Производство: Hulu.
О чем сериал: в подвалах тюрьмы Шоушенк находят юношу. Он ничего не говорит, только два слова «Генри Дивер». Это имя чернокожего адвоката, специалиста по смертным приговорам. Кто этот парень такой, почему он зовет Дивера и что за чертовщина вокруг начинается, вы скоро (или не очень) узнаете.
Праздник живота для любителей отведать «чего-нибудь из Кинга». Только вместо подробной экранизации в «Касл-Рок» увлечены работой с предыдущим материалом. Здесь отовсюду на вас посыпятся отсылки, аллюзии и зацепки за предыдущие экранизации. Среди визуальных мостиков и актеры предыдущих картин по Кингу, и места, события и даже мелкие детали вроде тюремной мышки. Остроумные коллеги называют «Касл-Рок» то масштабным фанфиком, то парком развлечений имени Стивена Кинга. Как ни назови, важно вот что: в сериале есть задел, атмосфера, настроение и вся прочая цветастая мишура бэка, но нельзя сказать, что из этого получился самостоятельный авторский продукт. Возьмите для сравнения хотя бы «Американскую историю ужасов», напичканную цитатами, но вырвавшуюся за пределы нарядного, но бижутерного «сундучка с сокровищами».
Уже с первого эпизода «Касл-Рок» задает такое количество вопросов, что раздраженный незнанием зритель из принципа включит вторую серию. Но шоураннеры знают, какими должны быть белые пятна, чтобы интрига не переросла в отчаянную скуку. И вот персонажи прорисованы, ситуации очерчены, самое время саспенсу выйти на авансцену и пригвоздить зрителя к креслу. Но чуда не происходит. Ностальгические расшаркивания — штука хорошая, иначе откуда год за годом возникают переполненные залы на «Руки вверх», но сериальная индустрия — не российская поп-сцена. Здесь планка задрана до таких высот, что нужно серьезно наловчиться и взяться за шест покрепче, в противном случае прыжок обломается. И по существующим на сегодня эпизодам кажется, что попытка могли бы быть и получше.
И еще четыре сериала по мотивам романов Стивена Кинга
«Мистер Мерседес» / Mr. Mercedes
О чем сериал: полицейский Билл Ходжес уходит на пенсию после неудачного расследования массового убийства 16 человек. Некто в маске клоуна на белом мерседесе въезжает в толпу безработных, которые приехали на ярмарку вакансий. Даже спустя два года Билл все еще думает о случившемся. А как не думать, когда убийца объявляется и присылает отставному полицейскому провокационные видео.
«Мистер Мерседес», стоит признать, конечно не «Зодиак». Хотя формально здесь тоже серийный убийца, маленький городок со своими скелетами в шкафу и одинокий коп со своими неврозами и паническими атаками. И все-таки это работа для ТВ от профессионалов, точнее сказать ремесленников своего дела: к проекту приложил руку сценарист «Большой маленькой лжи» Дэвид Келли и режиссеры всего на свете (от «Побега» и «Остаться в живых» до «Карточного домика» и «Клана Сопрано»). Никаких авторских изысков — все ровно, крепко, немного предсказуемо. Для отвлечения внимания здесь будет и своя комедийная линия, романтическая, будет триллер и, конечно, сам детектив. И если «Охотник за разумом» копался в головах психопатов, Финчер — в тех самых шкафах со скелетами, то «Мистер Мерседес» просто ковыряется в десктопе. Впрочем, иногда и это оказывается интересным.
«Мгла» / The Mist
Производство: Spike.
О чем сериал: жуткий непроглядный туман настиг маленький городок. Жители запираются, где попало, потому что в тумане таится опасность, от которой все погибают.
Сразу скажу, что мне удалось осилить пять эпизодов. «Мгла» не в пример своему старшему полнометражному товарищу (я, конечно же, про фильм Дарабонта) не нагоняет туману, а стреляет в лоб. Причем, холостыми. Авторам нечего предложить, кроме натуралистичных подробностей чьих-то искореженных тел и прочих эффектов 18+, которых мы уже навидались на годы вперед. Вместо того, чтобы показать ужас человека перед неизвестностью и раскрыть его истинную натуру в подобной ситуации авторы «Мглы» строят конспирологические теории и пугают дешевыми джампскейрами. Свойственное удачным экранизациям Кинга напряжение здесь легко можно перепутать с дискомфортом от слишком жесткого дивана. Словом, трейлер сериала оказался сделан куда более талантливо, нежели само шоу, так что можете смело сэкономить свое время.
«Под куполом» / Under The Dome
Производство: CBS.
О чем сериал: на город Честерс Миллз внезапно опускается купол. Жители оказываются отрезаны от внешнего мира, снаружи купол не берут ни автоматные очереди, ни бомбы. Внутри власть в городе под контроль берет мэр.
Первый сезон сериала держится неплохо, во втором уже появляется отдышка, на третьем «Под куполом» едва держится на ногах. Зрительские рейтинги к финалу шоу падают в несколько раз несмотря на положительные в целом отзывы критиков. Пожалуй, главная заслуга «Под куполом» — новые лица на американском ТВ. За подавляющим большинством актеров не тянется флер предыдущих ролей, они выглядят свежо, а кое-кто даже неплохо играет. Свойственная Кингу идея того, как меняется человек в критической ситуации, какой гной из него выходит здесь красноречива и отчётливо видна. Впрочем, чем дальше, тем больше шоу увлекается мистикой и какой-то уже совсем диковинной фантастикой. Фанатам «короля ужасов» не мудрено от такого устать и сдаться после двух десятков эпизодов.
«11.22.63»
Производство: Hulu.
О чем сериал: учитель английского языка обнаруживает временную дыру и отправляется в прошлое, чтобы предотвратить убийство Кеннеди. Но внезапно ему там слишком понравится.
Главная ставка создателей, понятное дело, была на Джеймса Франко. А еще на ретро-атмосферу 60-х, на которую такие падкие американские зрители. Жаль только, что с одним Франко в элегантной шляпе и на старых кабриолетах далеко не уедешь. «11.22.63» первое время еще как-то плетет интригу и напускает таинственности, но дальше попыток так и не трогается. Пожалуй, самая удачная идея в сериале — сделать его восьмисерийным и закончить. Это позволило уложить 800 с лишним страниц книги в сценарий, вырезав излишне подробные описания и третьестепенных персонажей, что добавляет шоу динамики. Правда в том, что для идеи о влиянии прошлого и настоящего, жертвах ради дней минувших и возможности все исправить и восемь серий будет многовато.