#кинокомбо. Два отличных фильма, снятых за 40 тысяч долларов

Американец Мэттью Портефилд собирает деньги на фильмы через Kikstarter и вкладывается в 40 с лишним тысяч долларов. Это примерно в 48 раз меньше, чем «наше все» отечественного кинематографа «Код Каина». И примерно во столько же раз лучше. Впрочем, когда это мы отличались грамотным инвестированием.

«Патти Хилл» / Putty Hill

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%b4-%d0%bf%d0%b0%d1%82%d1%82%d0%b8-%d1%85%d0%b8%d0%bb%d0%bb

Режиссер: Мэтью Портефилд.

О чем кино: один мальчик умирает от передозировки. Его друзья и близкие собираются в баре, чтобы помянуть почившего товарища.

Если бы у Портефилда не было ничего, кроме этого фильма, его все равно можно было бы принять без экзамена в ряд главных игроков независимого американского кино. Без авансов — просто потому, что так чувственно, аккуратно и талантливо на тему переосмысления потери за океаном не снимали уже лет пять.

В «Патти Хилл» американцу удалось нащупать, вывернуть наизнанку и показать зрителю атмосферу эмпатии молодых ребят, которые собрались вместе, чтобы проводить в последний путь своего товарища. Трагедия у Портефилда — мостик, с которого ты ныряешь в атмосферу безысходности, меланхолии, а затем легкой светлой грусти. Когда каждый герой всматривается в происходящее и в уже случившемся горе видит свой возможный конец. Но это не вызывает у него ни панической атаки, ни истерики или психоза — смирение и взявшееся вопреки всему желание продолжать жить. Обещаю, даже при формальном драматизме картина Портефилда оставляет ощущение умиротворения и покидает вас с чем-то близким к катарсису.

Гуманизм и внимание к героям остаются на первом плане в режиссерском фокусе. Он наблюдает и всматривается, как один несчастный случай проецируется на десяток людей, изменяет их и вскрывает то, чего они сами о себе не знали. При этом в его взгляде нет ни грамма осуждения или высокомерия — только сопричастность и осознание того, что каждый переживает потерю, как может.

Псевдодокументальная манера съемки позволяет максимально приблизиться к героям, поговорить с ними, всмотреться в то, чем они живут и что ощущают. Фактически провести по волосам, но не позволить себе потрепать за ухом. Такая чуткость к дистанциям будет характерна и более поздним работам Портефилда. А для нас, зрителей, она означает возможность сопереживать и чувствовать на расстоянии — хоть вытянутой руки, хоть нескольких тысяч километров.

«Раньше я был темнее» / I Used to Be Darker

%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b5%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%b4-%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%8c%d1%88%d0%b5-%d1%8f-%d0%b1%d1%8b%d0%bb-%d1%82%d0%b5%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%b5

Режиссер: Мэттью Портефилд.

О чем кино: о том, как быстро заканчивается юность.

Тайрен ругается с бойфрендом, убегает из Ирландии аж в США к своей кузине и умалчивает о некоторых обстоятельствах. По части действия у Портефилда больше ничего и не произойдет, поэтому если вы настроились на драматические кульбиты, лучше пересмотрите «Инферно».

Герои Портефилда зависают где-то между томительной и безысходной реальностью и юношескими мечтами. Раз за разом предавая вторые в угоду первым. Да, это не что иное, как повесть о взрослении, но написанная талантливым наблюдателем, психологом и знатоком человеческих, уж простите за пафос, душ. В результате

мы всматриваемся в пограничное состояние накануне принятия решения. В то, как мы делаем выбор, скорее отвечая на какой-то конфликт, нежели анализируя и подвергая сомнениям.

В меланхоличной истории I Used to Be Darker главный экшн запрятан не в погони, измены или рукоприкладство, а в едва уловимые колебания человеческой души. Оттого за полтора экранных часа вы если не проникнитесь к героям симпатией, то уж точно не откажете в удовольствии пропустить с ними по кружечке пива.

Экономное использование крупных планов позволяет Портефилду подчеркнуть одиночество и потерянность своих героев. Он вписывает их в среду и наблюдает за тем, как они существуют в пространстве своей комнаты, гостиной, внутреннего дворика. При этом не навязывается и не вмешивается — то, что должно оставаться за закрытыми дверями, там и останется. На эту же задачу работает и постоянный оператор Портефилда Джереми Солнье — тот самый, который спустя два года подарит фанатам хоррора «Зеленую комнату». Его камера не врывается в интимное пространство героев, она в импрессионистском духе рисует портрет умаявшегося, потерянного и разочарованного, в первую очередь, в себе среднего класса. Надо ли говорить, что вы узнаете себя раньше, чем закончится первая сцена.