Если бы «Мандарин» номинировали на «Оскар», толерантному американскому обществу просто не за что было бы бойкотировать церемонию. Картина о чернокожих трансвеститах нивелирует все споры о какой бы то ни было дискриминации. Впрочем, Бэйкер снимал не об этом.
Его фильм — о настоящем Лос-Анджелесе. Том, где армянский эмигрант работает таксистом и не прочь снять за двадцатку переодетого мужчину. Где галерея проституток — на любой вкус: от веса, телосложения и цвета кожи до пола. Где яркое послеполуденное солнце не гарантирует негу, а всего-то бликует в объективе смартфона, пока Бэйкер ловит стремящуюся походку своей героини. Это снятый на айфон с бюджетом в каких-то 100 тысяч долларов фильм будущего. Картина, которая показывает, куда могло бы двинуться американское киноискусство, будь в нем чуть меньше бизнеса и чуть больше искусства.
Некоторые вводные: темнокожая проститутка-трансгендер Син-Ди Релла под Рождество выходит из тюрьмы в надежде сделать сюрприз своему бойфренду и по совместительству сутенеру. Но от лучшей подруги (формально — друга-трансгендера Александры) узнает, что парень ей изменил. И теперь Син-Ди хочет только одного — устроить темную этой «белой суке».
Кстати, о великом и могучем русском. Забудьте о нем на время просмотра. Ни одни субтитры и тем более дубляж (коего, вполне вероятно, мы никогда не дождемся, ибо никакого русскоязычного проката фильму не светит) не передадут весь сок лос-анджелесского сленга маргиналов всех мастей. Пресловутые fuck и bitch — самые частые гости вступительной сцены. Так «Мандарин» лихо уделывает любой фильм Тарантино уже за первые 10 минут.
Эта же трансгендерная тема номинировалась в нынешнем году на «Оскар» под видом красивой костюмной драмы «Девушка из Дании». Только в фильме с Эдди Редмэйном жизни примерно как в кринолиновых премьерах минского театра Горького. Белоснежные чулки против драных колготок в сеточку. Платья с корсетом против маек выше пупка. Пышные юбки против джинсовых шорт, едва прикрывающих зад. Можно продолжать бесконечно, но мысль довольно прозрачна: холеная почти без обнаженки история начала XX века куда ближе ретроградам киноакадемии, чем живая зарисовка с улиц LA с настоящими трансгендерами в главных ролях и неприкрытыми гениталиями.
На момент написания этого текста Ди Каприо все еще не получил «Оскар», а результаты церемонии были неизвестны. Мы раздали свои награды.
Лучший фильм — «Мандарин», реж. Шон Бэйкер.
Лучший режиссер — Шон Бэйкер, «Мандарин».
Лучшая женская роль — Элизабет Мосс, «Королева Земли».
Лучшая мужская роль — Грегг Теркингтон, «Развлечения».
Лучший фильм на иностранном языке — «Сокровище», реж. Корнелиу Порумбойю.
Лучший анимационный фильм — «Подарок», реж. Якоб Фрэй.
При этом «Девушка из Дании» сопереживает и пускает слезу за всю эту ЛГБТ-катавасию, но никак не проявляет участия к героям. А «Мандарин» раскатисто гогочет, сатирически подкалывает и при этом до смерти любит своих героев. Чернокожих, с членом или без, высоких нравов или сущих негодяев. Тем самым Бэйкер в юмористических интонациях говорит о самом важном — об отношениях, о семье, любви и дружбе, социальном статусе и о том, что же творится на задворках Америки.
Это честное и бескомпромиссное кино, которое принимает окружающее как должное, не искажает реальность и не пытается понравиться. Зато задает важные вопросы и дискутирует. Без снобизма, морализаторства и тем языком, который понимает поколение «икс» и «игрек». Или «и краткое», если хотите.
Бэйкер показывает, как можно и нужно снимать, не пеняя на отсутствие денег, камеры, оборудования и всего того, что мешает, судя по всему, «Беларусьфильму» наконец встать с колен. Камера айфона создает эффект присутствия. Цветокоррекция прикидывается инстаграмовским фильтром и позволяет ощутить сходящую на нет жару послеобеденного Лос-Анджелеса. Реальные персонажи вместо актеров создают документальную основу и вовсе сносят башку (от Син-Ди Реллы у вас будет именно такое впечатление — абсолютный фонтан чувств, жизни и страсти в этой девушке очаровывает с первой секунды).
А тем временем члены американской киноакадемии ищут повод, чтобы бойкотировать церемонию, и раздают статуэтки в большинстве своем весьма посредственным фильмам. При этом доказывая, что члены в их отношении — фигура речи. А настоящие яйца тем временем у независимого кинематографа про чернокожих парней, которые носят женскую одежду, силиконовую грудь, накладные ресницы и синтетические парики. Но которые куда более настоящие, чем все академики мира.
Впервые опубликовано в журнале «Большой»