Нежданно-негаданно в ограниченный минский прокат выкатили лучшую немецкую комедию года. А могли бы продолжать пичкать киноманов третьесортной российской драмой и гордо обтянутыми красными купальниками сиськами где-нибудь в Малибу. Впрочем, с сиськами всегда лучше, чем без них.
«Самокритика буржуазной собаки» / Selbstkritik eines buergerlichen Hundes
Режиссер: Юлиан Радльмайер.
О чем кино: молодой режиссер пытается подкатить к девушке, но ему постоянно обламывается. Потом они окажутся вместе на ферме, будут собирать яблоки и строить коммунизм без коммунистов.
Немец Юлиан Радльмайер снимает о том, что близко ладно европейским, даже белорусским молодым кинематографистам. Независимый режиссер ищет финансирование, подается на гранты, пытается написать сценарий фильма. Причем, ни один из этих пунктов лишний раз не романтизируется: денег на фильм так никто и не дал, а значит, Юлиану нужно заработать их самому. Сбор яблок на провинциальной ферме подходит как нельзя лучше: быстрые и непыльные деньги. Или ему так кажется.
Коммунизм в этом всем возникает примерно так же, как если бы посреди изысканного посольского приема в банкетный зал завели осла. Немец пытается уловить и подчеркнуть этот момент — за секунду до пробуждения. В намеренной театральности фильмы Радльмайера похожи на картинные рюшечные работы Уэса Андерсона. В сюрреализме происходящего — на зрелое творчество Луиса Бунюэля. Причем палитра хэштэгов фильма: от Маркса и игр 90-х до Росселини, Годара и Пазолини.
Эта многослойность особенно удивительна при том, что сам фильм построен на череде средних и общих планов, обходится без зверств с нарративом и изобилует самыми бытовыми диалогами. В какой-то момент может показаться, что вы подсматриваете за тем, как провел лето на заработках в Германии ваш коллега-хипстер. Забеспокоиться нужно в тот момент, когда Франциск Ассизский будет всю ночь молиться за то, чтобы революция прошла успешно и коммунизм восторжествовал.
Про коммунизм и разного рода левачества юных максималистов Радльмайер говорит много и устами кого ни попадя. Череда голосов сливается в хор выходцев из социалистических стран буквально — когда они разобьются группами и запоют Интернационал. Что ж, самокритики и самоиронии в этом и не только эпизоде автору не занимать. Гротескные черты последняя принимает во второй половине фильма, где «Буржуазная собака» поддает газу и мчится к своему абсурдному финишу.
Не только из-за кудрей (но и не без них) Радльмайер может стать немецким Ксавье Доланом. По крайней мере, потенциал оказаться любимым режиссером хипстеров у него есть: в фильмах немца на месте эстетика, стиль, юмор и близость к зрителю. В случае с фильмами Радльмайера — традиционной ориентации.
Посмотреть фильм «Самокритика буржуазной собаки» в Минске в кинотеатре «Ракета» можно в следующие дни:
18 июня в 19.00.
21 июня в 21.00
22 июня в 19.00.
23 июня в 21.15.
24 июня в 19.00.