Что может быть лучше французского буржуазного детектива субботним вечером? Правильно: все остальное. Но дадим Озону и компании шанс. Тем более, никто не уйдет с пустыми руками с этого званого ужина. Ни поклонники пышногрудых девиц, ни любительницы смазливых парней. Ни даже адепты низкорослых, но обаятельных французов за 40. В меню: первое, второе, третье и компот.
«Дама в очках и с ружьем в автомобиле» / La dame dans l’auto avec des lunettes et un fusil
Режиссер: Джоанн Сфар.
О чем кино: рыжая сексапильная красотка Дани всегда хотела увидеть море, но неожиданно оказалась в чужом автомобиле с трупом в багажнике. Дальше надо понять, что он там делает и как быть дальше.
Почти два часа Сфар предлагает вам смотреть на злоключения длинноногой длинноволосой рыжей красотки, которая половину экранного времени щеголяет в коротких юбках и откровенных декольте. Чем этот фильм понравится мужчинам, разобрались, теперь к остальным.
«Дама в очках и с ружьем в автомобиле» — экранизация знаменитого романа Себастьяна Жапризо — психологического детектива, где лихо закрученная интрига, которая кажется невероятной и нелогичной, в итоге обретает вполне логическое объяснение. Фильм абсолютно жанровый, без претензии на верхотуры фестивальных рейтингов, но идеальный для аудитории, которая не готова к суровому арт-хаусу, но хочет приобщиться к непопсовому кинематографу.
Сфар удается средствами сугубо кинематографическими передать ощущение потерянности и головокружения. Начиная историю линейно, француженка закручивает повествование вокруг героини все сильнее многочисленными флешбеками, и вот зритель уже сам не знает, что реальность, а что — плод больного воображения. Этот путь — еще и дорога Дани вглубь своей натуры: от зачмыренной секретарши к развязной королеве бензоколонки. Попутно героиня восхитительной Мавор познает свою сексуальность, чем, напомню, доставит отдельное удовольствие зрителями мужского пола.
«Любовь — это идеальное преступление» / L’amour est un crime parfait
Режиссеры: Арно Ларье, Жан-Мари Ларье.
О чем кино: Он — харизматичный преподаватель, падкий на красивых студенток. Она — красивая студентка, не брезгующая романтическими отношениями с преподавателем. В это идеальное до отчаянных порывов скуки уравнение вмешивается перст судьбы: она таинственным образом исчезает.
Фильмы братьев Ларье с непривычки могут показаться романтическими мелодрамами. Но подождите доставать ваш клетчатый платок.
Братьям под силу наполнить размашистые горные пейзажи клаустрофобической почти камерной атмосферой, чтобы привнести в историю предчувствие исхода и трагичности. А вместе с тем наделить ее необычайным, возможным только во французском кино, шармом, а некоторые сцены невероятным любовным магнетизмом.
Мир Ларье многомерен, истина до последнего ускользает, заготовленный бургер вовсе придется отложить — и кусать уже не его, а ногти в порыве нервоза. Напряжение помогают снять многочисленные эротические подтексты, обилие обнаженной плоти и полных вожделения взглядов. Право, если не французы, то кто ж еще сможет наполнить в общем-то прямолинейную детективную историю про исчезновение студентки таким количеством пикантных подробностей.
К слову, их насчитывается нескольким больше, нежели пластов и смыслов. И не будь в картине Матье Амальрика и его партнерш, вы бы вернулись к бургеру уже на вступительных титрах. Но и Амальрик, и партнерши в фильме есть, равно как и завораживающие и отпугивающие одновременно дикие пейзажи и такие же дикие персонажи. На них «Любовь» неторопливо и доезжает до финиша.
«В доме» / Dans la maison
Режиссер: Франсуа Озон.
О чем кино: Жермен — учитель французской словесности, несостоявшийся писатель. В его классе учится единственный талант Клод, который норовит заглянуть под юбку, то есть в дом к «женщине с характерным запахом среднего класса».
Озон всегда любил подсматривать за тем, что происходит в доме у его героев, и обнаруживать на идеальной почве французского семейного быта ямы и выбоины. Его сатира на средний класс здесь достигает колоссальных размеров и обрушивается на каждого героя. Даже не повинная в комплексах и девиациях мужа супруга Жермена обречена принять удар озоновской иронии за свою деятельность на ниве современного искусства. Которое так нежно и тонко троллит Озон на протяжении всего фильма.
Чрезвычайно кинематографичная тема вуайеризма у француза рождает не похотливые зарисовки и даже не детектив, а истинный триллер. Раз за разом «Продолжение следует…» в рассказах Клода оставляет в напряжении и возбуждении не только Жермена, но и зрителей.
Так начиная с невинных рассказов, тандем учителя и ученика все глубже и дальше заходит за границы между воображаемым и реальным. А с ними новые территории осваивает и Озон, для которого сатира хоть и стала основным мотивом фильма, но не осталась единственным. Француз исследует, как далеко в своем воображении может зайти человек, когда фантазии проникают в реальность и что с этим делать. Минус моральные дилеммы, плюс точеные фигурки женщин с запахом среднего класса в инфантильных платьях в горошек.
«Идеальный мужчина» / Un homme idéal
Режиссер: Ян Гозлан.
О чем кино: Матье мечтает стать писателем, но не находится издателя, который мечтает его опубликовать. Случайно начинающему автору попадаются дневники умершего участника Алжирской войны. Тут-то решение не заставило себя долго ждать.
Двоюродный племянник алленовского «Матч-поинта» и мингелловского «Талантливого мистера Рипли», фильм Гозлана тоже не прочь посмеяться над сладкой жизнью аристократов-буржуа, которая обернется кошмаром для каждого, кто сунется туда без спросу. Но «Идеальный мужчина» сосредотачивается на границах дозволенного, правде и на том, на что можно пойти ради того, чтобы добиться места в высшем свете.
В лучших традициях поучительных рассказов Драгунского о том, что врать — нехорошо, герой Гозлана начинает с небольшого обмана. А потом становится его заложником и теряет контроль над ситуацией. «Идеальный мужчина» по атмосфере слишком мрачный для солнечного французского побережья, где разворачивается львиная доля истории. А герой Пьера Нинэ (того самого, что получит «Сезара» за лучшую актерскую работу в «Ив Сен-Лоране») слишком простодушный и невзрачный, чтобы оказаться в центре криминальной истории. Но в этом-то и соль нашего званого ужина.