Не спешите замыкаться в себе, если вы питаете к фильмам о подростках аномальный интерес. Во-первых, ностальгия — нормально для вашего возраста. Во-вторых, в них с завидной регулярностью мелькают юные сексапильные красотки. И в-третьих, всегда можно поступить по-взрослому и сказать, что это не вы.
Сегодняшнее кинокомбо — прямиком из конкурса фильмов для детей и юношества Берлинского фестиваля. Впрочем, это не значит, что у него нет возрастного ограничения.
«Принц» / Prins
Режиссер: Сэм де Йонг
О чем кино: о том, как тяжело добиваться любви и становиться крутым, когда тебе 17.
Дебютная полнометражная картина голландского режиссера Сэма де Йонга была представлена в секции фильмов для юношества Берлинале. Но подождите расходиться, они куда ближе к вашей жизни, чем кажется.
Главный герой истории — 17-летний марокканский подросток — затюканный и гоповатый житель столичной окраины. Как следствие, мало популярный у противоположного пола. Девушка мечты не обращает на него никакого внимания и обнимается с главарем тусовки. Из этого материала могло бы выйти серое и грузное папье-маше, но Сэм де Йонг нарезает блестки и палит конфетти из пневмо-пушки.
Разбирая по косточкам в общем-то личную историю одного из миллионов подростков, де Йонг добирается до нерва. По ней как по рентгеновскому снимку можно прочитать сагу о том, как найти себя, как преодолеть неприятности и превратиться из лузера в крутого парня, как вытерпеть и не сломаться, а при случае сломать других. Сила духа — то, чего что у героя, что в самом фильме предостаточно. Но чтобы не выглядеть слишком серьезным в свои 30 лет, де Йонг притворяется балованным бесконтрольным ребенком, которому в руки попались петарды и фейерверк.
Отсюда и клиповая стилистика, которая удается голландцу, как селедочка, за плечами — работа над роликами для шотландского диджея и продюсера Hudson Mohawke. Этим де Йонг местами заставляет нас перевести часы на конец 90-х-начало нулевых, в остальном — работает на здесь и сейчас. На то, чтобы на долю секунды переключиться с забот настоящих на те, что казались таковыми, когда вам было 17.
«Дневник девочки-подростка» / The Diary of a Teenage Girl
Режиссер: Мариэль Хеллер.
О чем кино: девочка-подросток Минни ведет дневник о сексе, переживаниях, любви и всем том, о чем обычно ведут дневники девочки-подростки.
Режиссерский дебют американки Мариэль Хеллер вышел искренним и немного беззубым, но это не мешает ей говорить без дефектов о важных вещах. Это тоже драма о взрослении, но рассказанный глазами школьницы, что наделяет фильм девическим романтизмом и нежностью.
Хеллер мастерски вкрапляет в игровое кино элементы анимации — чаще всего это фрагменты дневника, которые оживают. Но иногда тушью дорисовываются детали, которых Минни не хватает в реальной жизни. Прием не новаторский, но органичный в контексте дневниковых записей. А сцена, где безобразно толстая рисованная копия Минни шагает по городу, бежит от самой себя и ненасытно хватает мужчин — лучшая иллюстрация целого букета комплексов. Натюрморт получился такой впечатляющий, что дедушка Фрейд повесил бы его в своей венской столовой.
В «Дневнике» есть все, чем богата жизнь среднестатистического подростка: неуверенность, недовольство своей внешностью, бунт, поиск себя. Наивные и банальные, на первый взгляд, вещи и суждения играют на руку картине и делают ее реалистичнее и правдивее. Это не манифест и не щемящая социальная драма, это зарисовки и обрывочные письма самой себе через 10 лет. И хоть Хеллер помещает своих героев в разнузданные 70-е, она оставляет пространство для рефлексии о современности и современниках. Аудио-дневник Минни не что иное, как олдскульная версия видео-блога, а письма и комиксы — привет мессенждерам с очередным новым стикерпаком.
Вневременными остаются подростковые чаяния, набоковские лолиты и попытки примириться с собой. Последние — пусть это вас не удивляет — еще и вневозрастные.