#кинокомбо. Два зрительских хита о сексе (и любви, наверное)

Знаем-знаем: заниматься сексом куда интереснее, чем смотреть про него кино. Но согласитесь, что если секс в фильме — единственный секс, который вам остается, то уж лучше так. В сегодняшнем комбо два фильма и оба — в яблочко. Один про времена, когда про секс скорее говорили, чем им занимались. А второй — про возраст, когда про секс уже больше читают, нежели практикуют.

«Искусство любви. История Михалины Вислоцкой» / Sztuka kochania. Historia Michaliny Wislockiej 

Режиссер: Мария Садовска.

О чем кино: о женщине, которая написала «Камасутру по-польски».

Хэштеги: секс, секс в ссср, фрейд.

Пока в СССР секса не было, в Польше уже в 60-е изучали оргазмы и их влияние на семейную жизнь. Только вот этим исследованиям пришлось еще 10 лет ждать своего звездного часа. В 1964 году гинеколог Михалина Вислоцкая написала книгу «Искусство любви», которую потом назовут «Камасутрой по-польски». И только в 1976 году рукопись была опубликована официально, да и то основательно пройдя жернова цензуры, которые отставили от смачных иллюстраций нечеткие картинки размером с почтовую марку. Впрочем, на черном рынке книга Вислоцкой появилась гораздо раньше: поговаривают, ее первую копию сделала жена одного из цензоров. А потом многотысячные тиражи уже расходились по темным польским спальням.

Байопик Марии Садовской рассказывает историю самой Вислоцкой, ее книги и пуританского польского общества между 60-ми и 80-ми. Если вы смотрели сериал «Мастера секса», то вы в курсе, как сложно пионерам секс-исследования доказывать, что они занимаются не извращениями, а наукой. С Вислоцкой было аналогично, только в фильме куда больше узнаваемых деталей. Здесь и коммунистическая власть, и цензура, мужской шовинизм и прочие радости дофеминистского общества.

Садовскую интересует не только историческая правда, но и личность автора книги: почему женщина-гинеколог решает изучать секс вместо того, чтобы молча брать мазок и идти домой. Как страх и консервативное мышление становятся преградой семейному счастью. И возможно ли, что один человек может противостоять целой системе. Беспощадный спойлер: да.

«Канделария» / Candelaria

Режиссер: Джонни Хендрикс.

О чем кино: 1990-е годы. На Кубе — голод и безработица. Люди не уверены в завтрашнем ужине и перебиваются, как могут. Канделария и Виктор Гюго — пожилая пара, у которой нет детей, но есть проблемы со здоровьем. Однажды им в руки попадает видеокамера, и жизнь начинает играть новыми красками.

Хэштеги: старость, Куба, голод, 90-е.

В фильме Джонни Хендрикса есть и Куба в 90-е, и вечера без электричества, но обаятельной «Канделарию» делает вовсе не это. Жизнь людей хорошо за семьдесят редко попадает в поле интересов режиссеров, которые этот возрастной порог еще не перешагнули. Хендриксу сорок, но он делает очень тонкое кино, чутко улавливает настроения зрителей, которым кроме вязания и японских сканвордов, казалось бы, ничего не интересно. А тут секс.

«Канделария» кинематографична. Вуайеристская природа кино здесь раскрыта более чем полностью. Камера, случайно попавшая в руки пожилой пары, становится катализатором их совместной жизни. Теперь уже не столь важно, будет вечером просто рис или откуда ни возьмись появится мясо. Куда важнее, что у обоих появляется азарт и желание провести этот ужин вместе в домашнем ресторане.

Фильм Хендрикса пронизан ностальгической теплотой, не смотря на то, что на экране разворачивается история неприглядной действительности. Выживающая Куба здесь рифмуется с тем, как внутри пары еще могут выжить чувства. Но политический контекст все же остается вторичным, потому что на первом плане у Хендрикса история любви. И неожиданной страсти, которая может возникнуть, даже когда тебе 70. Обнадеживающее и жизнеутверждающее кино, надо сказать.