4 новых скандинавских фильма

Сложно сказать, что может заставить человека променять солнечную субботу на хмурое скандинавское кино. Разве что вам интересны проблемы неполных семей и людей с аутизмом. Нет? Мы так и думали. Но общественный интерес не наша забота.

Текст: Анна Ефременко

«Гигант» / Jätten

Режиссер: Йоханнес Нюхольм.

О чем кино: у Рихарда целый букет болезней, включая аутизм и прочие пороки развития. До кучи он еще и одинок, мать от него отказалась, сошла с ума и не видела сына 30 лет. Единственная мечта Рихарда — выиграть чемпионат Скандинавии по петанку и отправить матери диплом.

Нюхольм признавался, что ощущал себя в роли героя своего фильма — человека, который чужой в собственном теле. Но «Гигант» выходит за пределы одного лишь физического и сочетает в себе причудливые фантазийные эпизоды. Рихард — мечтатель. Но его желания предельно простые и приземленные: красивый шар для петанка, встретиться с матерью, победить в чемпионате.

Поскольку действие фильма разворачивается в Швеции, которой свойственна неистовая толерантность, сцены издевательств носят деликатный характер. Сними такое в российской действительности, картине пришлось бы впаять рейтинг «18+» за изображение сцен жестокости и насилия. Шведы в этом плане уходят дальше: они тоже дискриминируют, но прикрываются гуманизмом. Рихарду мешают участвовать в чемпионате не потому, что он «человек с особенностями», а потому что участие может стать для него опасным. Эта и многие другие ироничные ремарки к шведской толерантности и демократии — вишенки на именинном пироге.

Но если отбросить всю иронию, Jätten предстанет уязвимым оголенным драматическим нервом. Фильмом о двух одиночествах, которым не нашлось место в реальном мире. Бежать от которого можно в фантазийные дали, где ты не 30-летний карлик-аутист, а 50-метровый гигант посреди марсианских пейзажей (которые на самом деле снимались в шведском национальном парке Стура-Шефаллет). Или же в иной мир.

«Проникая в кровь» / I blodet

Режиссер: Расмус Хейстерберг.

О чем кино: студенты Копенгагенского университета живут вместе, тусуются, пьют, встречаются с девушками.

Как понятно из аннотации, внятная фабула — не главный козырь датского фильма. Не относится к ним и захватывающий сюжет. Они здесь — условность, потому что главное для Хейстерберга — подчеркнуть настроение и состояние юности. С ее непоследовательностью, необдуманными поступками и спонтанными решениями. И спешал эдишн для поколения нулевых — с отказом смотреть в будущее. Жить моментом, не взрослея, — как ни парадоксально, сквозная тема этой датской драмы взросления. Замещение внутренних перемен переменами внешними — сменой обстановки, партнерши или города для жизни — та характерная черта молодости, которая роднит и датчан, и немцев и даже белорусского хипстера.

Режиссерская работа уже титулованного сценариста Хайстерберга — дебютное кино в самом лучше смысле слова. Оно не отягощено лишними бэкграундами, снято с участием непрофессиональных актеров в естественных локациях и имеет куда больше общего с блогами и зарисовками о летних каникулах, чем с толстокожим фестивальным кино.

Усладой белорусскому уху выступит шутка героев-датчан о том, что из Копенгагена надо валить, мол, болото.

«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» / Hymyilevä mies

Режиссер: Юхо Куосманен.

О чем кино: вместо того, чтобы готовиться к чемпионату мира по боксу, Олли Мяки влюбляется.

В финской картине подкупает романтизм и сентиментальность, которые были свойственны советскому кинематографу. И действительно, архаичная черно-белая картинка, будто смотришь старый телевизор, уже самим изображением отсылает к 60-м. И посыл фильма о том, что счастье зачастую не там, где мы его себе нарисовали, а куда ближе, тоже отправляет нас ко временам глубоко советским. Иллюзорные мечты об успехе и славе не гарантируют удовлетворение, а человеку для счастья нужно, чтобы рядом был любимый — всего и делов.

Герой Куосманена — реально существующий маленький человек. Не машина по боевым искусствам и не супер удачливый спортсмен. А просто улыбчивый парень, который веселится на сельской свадьбе и смущенно дарит девушке цветы. И если классические спортивные драмы все еще гоняются за трагическими историями, то финское кино идет другим путем. Нет от звезд к людям, а от людей к звездам. Или мимо них. Куосманен постоянно иронизирует над всеми звездными атрибутами: от знакомства с важными людьми до интервью, пресс-конференций и фотосессий. Как будто бы хочет показать, что на самом деле важно, а что — не очень. И у него получается.

«Девочка по имени Варпу» / Tyttö nimeltä Varpu

Режиссер: Сельма Вилхунен.

О чем кино: Варпу 12 лет, ее маме — за 30. Но из них двоих дочь ведет себя куда взрослее. В один момент Варпу решает сбежать из дома в поисках отца, который их оставил.

Продолжая тему взросления, снова обратимся к финнам. Нет, они не то, что бы эксперты, просто мы сегодня по скандинавскому. «Девочка по имени Варпу» — простая и искренняя история о недовзрослевших родителях и чересчур взрослых детях. Об ответственности и страхе перед ней. Это семейное кино по-фински: доброе, местами смешное и время от времени грустное. Такая несколько беззубая, но милейшая история об отцах и детях. Ожидать чего-то сверхъестественного не приходится, но, положа руку на сердце, разве так уж часто прокат (или торренты) предлагают нечто подобное?