«Человек, который удивил всех» и еще 3 ожидаемых российских фильма (коротко)

Из этой подборки мы видели только первый фильм. Тем лучше, на три остальных можно смело возлагать надежды и ждать их в прокате (или на «Лiстападзе»). Для разнообразия можно подождать и «Непрощенного» Сарика Андреасяна: 27 сентября эта «красная комната боли» откроется почти в каждом кинотеатре страны. Только имейте в виду: стоп-слово здесь вряд ли сработает.

Текст: Анна Ефременко

«Человек, который удивил всех»

Режиссеры: Наташа Меркулова, Алексей Чупов.

О чем кино: Егор и Наташа живут в Сибири, воспитывают одного ребенка, ждут второго да беды не знают. Вскоре все изменится, беду они узнают, и жизнь пойдет наперекосяк.

Любая более подробная аннотация будет безжалостным спойлером. О чем почему-то не побеспокоились сами создатели фильма, выкатив главный сюжетный твист как в фотографиях для печати, так и в описании фильма на специализированных сайтах. Так что если вы не хотите портить себе впечатление, не читайте про картину вообще ничего (даже этот текст).

Меркулова и Чупов — любители привнести в тривиальный сюжет элементы магического реализма и фантазии. И вам придется принять эти правила игры, чтобы как минимум досмотреть фильм до конца. Бэкграунд из фестивального российского кино сыграет с вами злую шутку: поклонники Лозницы и Быкова, наверняка, смогут просчитать режиссерские ходы на шаг вперед. Хотя бы потому, что российская действительность все чаще становится мрачнее любого ада, который только может себе представить протагонист.

«Человек, который удивил всех» мог бы обернуться тривиальной историей про беспросветную российскую провинцию, которая медленно, но уверенно катится в тартарары. Но именно фантазийный, с мифическими и сказочными элементами сюжет уговаривает героев задержаться, буквально нависнуть над бездной и не свалиться в нее. Егор принимает решение, которое даже неловко озвучивать — настолько далеким от реальности оно кажется. Но если реальность пытается выжить тебя со свету, почему бы не попробовать ее обойти. На этом решении Егор замолкает и не проронит, кажется, больше ни слова: потому что начни он это объяснять, у него не нашлось бы ни одного аргумента. Да и какие аргументы и логика, когда мы говорим о сибирских мифах и сказаниях.

Еще три российских фильма, которые стоит ждать

«Сердце мира»

Режиссер: Наталия Мещанинова.

О чем кино: Егор работает ветеринаром на одной из тренировочных станций для охотничьих собак где-то в глуши. Лечит зверье, чистит клетки, следит за рабочими, встречает клиентов и их собак. С животными ему проще, чем с людьми. Он берется за любую работу, лишь бы стать своим для хозяина станции Николая Ивановича и его близких. Егору хочется почти невозможного — стать частью этой семьи.

«Сердце мира», похоже, претендует на звание главного российского фильма года, но обойдемся без ярлыков. Победитель «Кинотавра», новая работа Мещаниновой — уже не просто хорошее кино молодого режиссера. После столь талантливого дебюта в игровом кино («Комбинат «Надежда») от Мещаниновой ждали только подвига. И судя по прессе и отзывам, дождались. «Сердце мира» раскрывает, что есть милосердие — старомодное понятие из высокопарных школьных сочинений, о котором мы в 2018-м почему-то стали все меньше вспоминать.

«Кислота»

Режиссер: Александр Горчилин.

О чем кино: Саша и Петя живут безбашенной жизнью музыкантов современной техно-Москвы: громкие вечеринки, взлеты и падения, колесо нестабильных отношений с окружающими и собой. Они — поколение двадцатилетних, которые часто слышали слова «любовь», «семья» и «возможности», но хорошо усвоили лишь чувство разъедающего изнутри одиночества. Но вдруг в их жизни происходит событие, которое заставляет обоих честно взглянуть на себя.

Главный смотр российского кино счел «Кислоту» лучшим дебютом, но такими темпами мы снова скатимся к громким ярлыкам. Горчилин действительно режиссер-дебютант (как актера вы можете знать Александра по роли панка в «Лете», съемкам в «Зоологии» и «Ученике»), ему всего 26, и он естественным образом обращается к опыту своего поколения. «Кислота» во всех смыслах молодое кино, что уберегает его от груза возложенных надежд и ожиданий. Но и пропускать картину явно так себе решение.

«Подбросы»

Режиссер: Иван И. Твердовский.

О чем кино: фильм рассказывает о юноше, который болен редкой болезнью и всю жизнь прожил в интернате. Неожиданно его забирает к себе домой мать. В Москве герой, не желая того, становится центром организованной преступной группы.

Молодое российское дарование Иван Твердовский снова после «Класса коррекции» снимает про подростков, которые пытаются вписаться в окружающий мир. После премьеры на «Кинотавре» в адрес фильма все чаще звучали сравнения с комиксом — про мальчика, у которого была суперсила — не чувствовать боль. Впрочем, как и недавняя «Зоология», «Подбросы» намеренно используют притчевость и иносказательность, миф и сказку, чтобы донести свою мысль. А она, главным образом, о роли жертвы — хорошая попытка отработать повестку.