Тихий хоррор и еще четыре польских фильма коротко

В истории поисковых запросов на «Кинораме» было порно, азиатки и большая грудь. Но еще никто не пыталась искать у нас польское кино. Считаем, что это и наше упущение тоже.

Текст: Анна Ефременко

«Башня. Яркий день» / Wieza. Jasny dzien

Режиссер: Ягода Шельц.

О чем кино: у Нины вот-вот случится первое причастие. По этому поводу в дом к ее приемной матери Муле приезжает сестра Кая — биологическая мать Нины. Та оставила малышку, когда она была совсем маленькая, и уехала черт пойми, куда. В дом царит напряженная обстановка.

Как и в названии, в структуре самого фильма тоже две части. Одна — невротичная семейная драма с хорошим концом, другая — психологический хоррор с элементами мистики и каким-то почти языческими настроениями. «Башню» заметили на главном смотре польского кино в Гдыне, где наградили как лучший дебют и премировали за сценарий. Для молодой выпускницы Лодзинской киношколы Ягоды Шельц это более чем неплохой старт. Впрочем, на фоне оваций польской публики особенно заметен скептицизм зарубежной критики. А зря: «Башня» работает с тревожными настроениями и саспенсом не хуже своих американских коллег. Здесь вы услышите переклички с «Полуночным купанием» Сары Адины Смит и «Ожиданием» М.Бланш. Если вспомнить кого-то посерьезнее, то на ум придут даже такие комплиментарные сравнения вроде «Меланхолии» фон Триера и ранних работ Полански.

Противостояние двух сестер у Шельц — только повод подчеркнуть разделение двух миров. Параноидальный, слегка дурманный инфернальный мир Каи и рациональный, максимально приземленный — Мулы. Где-то в середине в сцене с обеденным купанием один мир начнет и (спойлер ли?) полностью поглотит другой. Что это будет значить для самой истории — вопрос открытый. Шельц не дает однозначных ответов и оставляет фильм максимально открытым к интерпретациям. Под разными углами это одновременно и режиссерская страховочная веревка, и ход ва-банк. При этом эстетически фильм не распадается, сюжетно — не расклеивается, в отличие от той же семьи в кадре. По зыбкости атмосферы «Башня» потягается с любым белорусским болотом, что не пойдет на руку семейной драме, зато придется в самый раз хоррору. И если Шельц пыталась разрушить жанровые рамки, то впору вызывать тягачи — собирать обломки того, что осталось.

«Последняя семья» / Ostatnia rodzina

Режиссер: Ян П. Матушинский

О чем кино: о семье Здислава Бексиньски, знаменитого польского художника-сюрреалиста.

Мы уже рассказывали об этом фильме в годовых итогах. И если держать обещание и быть краткими, то «Последняя семья» — пронзительное и невыносимое кино о смерти и распаде, просмотр которого вы закончите с ощущением неизбежности гибели. Повод порефлексировать об этом и о том, возможно ли примириться с потерей и если да, то как.

«ИСКУССТВО ЛЮБВИ. ИСТОРИЯ МИХАЛИНЫ ВИСЛОЦКОЙ» / SZTUKA KOCHANIA. HISTORIA MICHALINY WISLOCKIEJ

Режиссер: Мария Садовска.

О чем кино: о женщине, которая написала «Камасутру по-польски».

И об этом фильме мы уже рассказывали, только в другом контексте. Третья картина Садовской не просто байопик о женщине-гинекологе, которая совершила в Польше сексуальную революцию. Помимо исторической правды режиссера интересует, почему женщина-гинеколог решает изучать секс вместо того, чтобы молча брать мазок и идти домой; как страх и консервативное мышление становятся преградой семейному счастью; и возможно ли, что один человек может противостоять целой системе.

«Лицо» / Twarz

Режиссер: Малгожата Шумовска.

О чем кино: Яцек трудится на возведении самой высокой в мире статуи Иисуса Христа, но получает травму на производстве и лишается лица.

Шумовску хорошо знает фестивальная общественность, и «Серебряный медведь» у «Лица» на минувшем Берлинале лишь закономерное признание. Несколько прямолинейная, но любопытная картина о том, как народ запаивает веру в камень и как уживаются варварство и религия в современном обществе.

«Я, Ольга Гепнарова» / Ja, Olga Hepnarova

Режиссеры: Петр Казда, Томаш Вайнреб.

О чем кино: реальная история чехословацкой преступницы, убившей 10 июля 1973 года 8 человек и ставшей последней женщиной, казненной в Чехословакии.

Польская копродукция, основанная на реальных событиях. Главный вопрос, который «Я, Ольга Гепнарова» задает вам и любому другому зрителю, не в том, почему она это сделала. А в том, как общество и близкие проморгали трагедию. Весьма актуально в контексте историй про перестрелки в школах и подростков с бензопилой. Менее талантливо, чем «Слон», но тоже достойно внимания.