Два бодрых хоррора на выходные

В выходные столбик термометра поднимется значительно выше нуля. Так что холодок по телу вам могут обеспечить или эротические игры с кубиком льда, или свежая порция хорроров. Не будьте дураками, выбирайте второе. Льдом еще спину застудите.

Текст: Анна Ефременко

«Стрельба по мишеням» / Downrange

Режиссер: Рюхэй Китамура.

О чем кино: шестеро ребят застревают на дороге где-то на полпути к аду. Внезапно из машину начинают обстреливать.

По синопсису может показаться, что его забыли дописать. Но нет, здесь все верно. Следующие полтора часа выжившие будут прятаться за машиной, а кто-то продолжит их обстреливать. Китамура как будто делает сам себе вызов и сам же на него отвечает. Можно ли заставить зрителя полтора часа смотреть, как люди сидят за машиной? Можно ли испугаться злодея, не видя его? Можно ли построить саспенс на том, словит ли сеть телефон на селфи-палке? И на все эти вопросы он отвечает утвердительно.

«Стрельба по мишеням» — жанровый аттракцион чистой воды, который при этом не лишен нерва, драйва, умелого обращения с напряжением и даже морали. Последняя лишний раз напомнит, что ярость деструктивна по своей сути и не сулит ничего хорошего, если слепо ей поддаться. А вот первые гарантируют зрителю то, что он будет раз за разом все глубже вжиматься в кресло. Как строить напряжение при свете дня, режиссеры от США до Австралии научились уже давно. Как делать бодрый хоррор при скромном бюджете (всего 1 миллион долларов. Серьезно, как у «Беларусьфильма») — тоже. А вот как сделать все это вместе и при этом не потерять индивидуальность и стиль — уже немножечко талант.

Китамура плавно подведет вас к финалу, который вы проведете с его пальцами на своей шее. Наступит ли облегчение при формальном хэппи-энде? Потом расскажете.

«Хороший сосед» / The Good Neighbor

Режиссер: Касра Фарахани.

О чем кино: двое старшеклассников решают провести эксперимент над соседом. Они пичкают его дом камерами и всякими шпионскими приблудами, чтобы заставить поверить в то, что под одной крышей с ним завелись призраки. Парни фиксируют происходящее на камеру, но реакция старика Грейни далека от той, которую они ожидали.

То, что начинается как детская шалость, само собой, обернется большой трагедией. Собственно, на это уже в первые 15 минут намекают вставки из зала суда. Только кого судят и кто жертва, Фарахани до последнего будет держать в секрете. Как и то, какие тайны спрятаны в подвале старика и в его прошлом. «Хороший сосед» — это бодрая смесь «Не дыши» и любого found footage. Тягучий и выдержанный саспенс здесь побеждает дешевые джампскейры, а развязка оставит осадок глубокой печали.

Вы можете сказать, что предполагали, что этим все и кончится, но Фарахани старается двигать сюжет не только конфликтами между персонажами. Их внутренние противоречия — те самые крошки, по которым зритель идет в темном лесу вроде как обычного американского триллера. Амбивалентность каждого из главных героев раскрывается и на визуальном уровне: чего стоит одна только сцена в подвале, где полицейский приехал проверить, все ли в порядке в доме Грейни. Полицейский фонарик бродит влево-вправо по подвалу, играя тенью и светом на лице старика.

Другое, что заставляет без отрыва следить за происходящим, — старая-добрая склонность к вуайеризму. Во что она может вылиться в 2017-м году и где граница между наблюдением и вмешательством в личную жизнь — хороший вопрос для вечерней дискуссии в кругу социально активных друзей. Одно ясно: сам жанр хоррора сейчас умеет быть актуальным, драматичным, глубоким и пугающим одновременно. Но вот это уже совсем другая тема для дискуссии в совершенно другом кругу поклонников фильмов про расчлененку и призраков.