Впереди длинные выходные, а значит велик риск киснуть за просмотром второсортных сериалов или на премьере нового «Форсажа». Причем, у нас нет однозначного мнения, что хуже. Чтобы не запускать процесс брожения, мы с заботой о ваших нервишках выбрали 4 зрелищных хоррора 2010-х — по одному на каждый выходной.
«Не дыши» / Don’t Breathe
Режиссер: Федерико Альварес.
О чем кино: трое домушников решают завязать, но перед этим устроить «ограбление века» — влезть в дом к слепому ветерану войны, у которого где-то в кубышке спрятано 500 тысяч долларов.
Не сложно догадаться по фабуле, что ничем хорошим затея бравой компании не закончится. Но оставим чудеса дедукции на другой раз. Второй полный метр Альвареса — крепчайший жанровый образец, который лишний раз напоминает о том, на что еще способны хорроры по части саспенса и энергетики. Сюжетные повороты настолько резкие, что порой свистит в ушах, а предполагаемых развязок столько, что вы даже поленитесь их подсчитывать. И дело даже не в том, что охотник и жертвы меняются местами — как раз здесь все лихо, но предсказуемо. Фишка в том, что в таком случае зритель никому не сопереживает, потому что однозначно положительных героев нет. В итоге режиссер может поставить эмоциональную сопричастность на маленький огонь и подбросить дровишек действию. Что Альварес делает с завидной уверенностью.
Интересно другое: хоть «Не дыши» и ведет себя как крепкое жанровое кино, поклонники американского инди найдут, чем поживиться. Здесь и минимализм и камерность действия, крепкие актерские работы и множественные отсылки от мифологии до современной истории и реверанс прошлогоднему Hush. Тем, кто жаждет пищи для рефлексии, можно углубиться в размышления о посттравматическом синдроме, отпечатках войны, кризисе морали и вины. Только подергайте трос, когда нужно будет доставать.
«Гость» / The Guest
Режиссер: Адам Вингард.
О чем кино: у Петерсонов на войне погиб сын. Внезапно к ним в дом стучится некий Дэвид, который говорит, что был с ним знаком и приехал передать слова сочувствия. Естественно, все окажется не тем, чем мы ждем.
Первое, о чем нужно сказать, чтобы не потерять женскую часть читателей, это Дэн Стивенс. Актер пришел к съемкам в такой отличной форме, что в тот момент, когда «гость» предстанет с голым торсом, уже не будет никаких шансов выключить его, не досмотрев. Впрочем, Вингард так бережно обходится с напряжением, что этого шанса не будет и для тех, кому торс Стивенса по боку.
Фабула о таинственном персонаже хоть и несколько избита, но позволяет до последнего сохранять интригу и поддерживать нарастающий саспенс. А еще на ходу менять жанровые направления: от триллера к детективу и дальше вовсе прикинуться развесистым экшном. Эрудиция и насмотренность же Вингарда позволяют нафаршировать «Гостя» таким количеством киноцитат, что перец вашей свекрови по сравнению с ним — легкая закуска. Синефилы выудят отсылки и к «Леди из Шанхая» Уэллса, к «Хэллоуину» и «Терминатору», и даже «Драйву» Виндинга Рефна. А с таким количеством обвесов к «Гостю» Вингарду впору высматривать себе место поудобнее на хоррор-Олимпе.
«Связанные местью» / Bound to Vengeance
Режиссер: Хосе Мануэль Кравиотто.
О чем кино: молодую девушку похитили, но ей удается выбраться. Нет, это не финал фильма, это все еще завязка. Девушка решает не отпускать своего мучителя просто так — и вот здесь начнется интересное.
Вторая полнометражная работа Хосе Мануэля Кравиотто тоже предлагает охотнику и жертве поменяться местами, но делает это несколько грубее и менее изобретательно. Спасает налет загадочности, с которым зрителю придется считаться вплоть до финала.
Кравиотто мастерит свою историю из фрагментов ужаса настоящего и радостей прошлого, прерываясь то тут, то там невинными флешбэками. В том числе подчеркивая, как изменилась его героиня. И, отбросив разговоры о Стокгольмском синдроме, исследует психологию жертв, сосредотачиваясь на том, что не может быть двух одинаковых реакций на насилие. При столкновении с жестокостью в свой адрес, каждый травмируется по-своему. И где-то точно не обойтись без постороннего вмешательства.
«ЗЕЛЕНАЯ КОМНАТА» / GREEN ROOM
Режиссер: Джереми Солнье.
О чем кино: если вы панк-группа с треками «Нацисты, пошли нахер» и вам предлагают выступить для скинхедов, соглашаться — так себе идея.
Мы уже писали, что Солнье однозначно выпустил самый зрелищный хоррор года. Настолько, что вы рискуете продавить сидение зрительского кресла своей филейной частью — так сильно придется вжиматься в неистовом напряжении. Американец дает своему зрителю примерно то же, что герой Траволты бездыханному телу Умы Турман в Pulp Fiction, — брутальный и спасительный укол адреналина. Остается догадываться, почему этим пренебрегают, скажем, российские мастера жанра.
У Солнье получилось предельно понятное и емкое высказывание о все той же природе насилия, тирании, подчинении — словом, о том, что принято считать территорией Кубрика и Ханеке. Но в отличие от своих старших коллег у него получилось кое-что еще — по-настоящему крепкий образец жанра. Настолько крепкий, что актер Патрик Стюарт признался, что после прочтения сценария был так напуган, что запер в доме все окна и двери и налил себе виски. А что, отличный план, предлагаем последовать его примеру.