10 фильмов Берлинале, которые (только) мы ждем

Начался Берлинский кинофестиваль. Важности в этой информации для вас примерно как в тех же выборах в местные Советы, которые завтра. Хотя нет. В программе Берлинале новое тайское, румынское и венгерской кино, а на участках для голосования из интересного только буфеты.

Текст: Анна Ефременко

«Умри завтра» / Die Tomorrow

Режиссер: Навапол Тамронграттанарит.

Таиланд начал ассоциироваться не только с отдыхом и массажем, но и с кино после появления Апичатпонга Вирасетакула. Со времен его «Тропической лихорадки» таец был главным и, пожалуй, единственным известным фестивальному кругу режиссером из Таиланда. Поэтому когда в программе Берлинале появился Навапол Тамронграттанарит, внимание к его персоне было обеспечено приличное. «Умри завтра» говорит о смерти, но желает подчеркнуть жизнь и мимолетность моментов, которые мы проживаем. «Согласно статистике, пока вы будете смотреть мой фильм, — говорит режиссер, — в мире умрет 8442 человека». С таким оптимизмом ему, стало быть, непросто. В фокусе объектива шесть историй, которые сконструированы при помощи документальных материалов: интервью, новостей, статистики.

«Бесконечный футбол» / Fotbal Infinit

Режиссер: Корнелиу Порумбойю.

Один из главных румынских режиссеров, Порумбойю каждый раз придумывает все новые и новые средства отвадить зрителей от кинотеатров. Начиналось все с 2006-го года и гомерически смешного «12:08 к востоку от Бухареста», в котором, однако, последние 40 минут три человека сидят в телестудии и отвечают на входящие звонки. В 2009-м вышел «Полицейский, имя прилагательное», где главная сюжетная интрига ходила вокруг да около статьи в толковом словаре. В «Когда в Бухаресте наступает вечер, или Метаболизм» энную часть экранного времени вы наблюдаете обострившуюся язву. «Бесконечному футболу» тоже есть, что сказать. Это документальное кино, в котором друг Порумбойю рассказывает, как, на его взгляд, должен выглядеть футбол. Вы все правильно поняли, это монолог, который изредка прерывается вопросами режиссера.

«Кровать» / The Bed

Режиссер: Моника Лайрана.

Согласно аннотации, фильм расскажет о следующем: обнаженные мужчина и женщина лежат в кровати. Они пытаются заняться любовью, но уже не способны найти общий ритм. Она начинает плакать, и он приносит ей стакан воды. Если это все, то у Порумбойю появился конкурент в борьбе за зрительское внимание. Актриса и начинающий режиссер Моника Лайрана пристально всматривается в жизнь одной не очень молодой пары. Здесь комичные моменты чередуются с ностальгическими и печальными. Почти все время в кадре герои обнажены — то ли привычки из прошлого, то ли в квартире действительно так жарко. Не так давно мы уже всматривались в будни пожилой пары в кубинской картине «Канделария».  Если в герои «Кровати» хотя бы в половину такие харизматичные и киногеничные, как кубинцы, фильм ждет успех.

«Генезис» / Genesis

Режиссер: Арпад Богдан.

Вторая режиссерская работа венгера Арпада Богдана. И вторая в конкурсе Берлинале. В центре сюжета девятилетний Рикси, чья мать была убита во время нападения на цыганское гетто шайкой расистов. Поскольку его отец все еще отбывает двухлетний тюремный срок за незначительное преступление, травмированного мальчика отправляют жить со своими бабушками и дедушками. Будет еще школьница Вираг, которая подозревает своего бойфренда в том, что это тот совершил нападение, что спровоцирует внутренний конфликт. Вопросы морали, долга и эмоциональных терзаний на фоне драмы взросления — чем не занятное кино на вечер.

«Утойя. 22 июля» / Utøya 22. Juli

Режиссер: Эрик Попп.

Фильм норвежского режиссера Эрика Поппа расскажет о событиях 22 июля 2011 года. Речь о стрельбе, унесшей 69 жизней, которую устроил в лагере на острове Утойя Андерс Брейвик. В центре сюжета 19-летняя Кайи, которая отдыхает со своей сестрой Эмилии. Девушки поругаются, потому что одна из них не хочет идти на барбекю. А потом услышат выстрелы. Следующие 72 минуты камера будет неотступно следовать за Кайей, чтобы одним дублем запечатлеть события того дня. Непростое со зрительской точки зрения кино, но норвежцы вообще безжалостны к поклонникам хэппи-эндов.

«Дерево» / The Tree

Режиссер: Андре Джил Мата.

Не поймите превратно, но в фильме португальца Андре Джил Мата герой 45 минут собирает воду в бутылки. Мучительно длинными планами с единственным звуковым сопровождением — звоном бутылок и шагами. Потом наступает рассвет. Похоже, зрительский успех должна гарантировать попавшая в кадр собака, но это будет видно только самому стойкому зрителю.

«Когда падают деревья» / When the Trees Fall

Режиссер: Марыся Никитюк.

Полнометражный дебют молодого украинского режиссера. В сравнении с предыдущими фильмами, этот — почти блокбастер. В том смысле, что синопсис заявляет сюжет, полный страстей. Украинская провинция, бунтарка Лариса влюблена в бандита Шрама. Когда отец девушки умирает, семья начинает напирать на Ларису с вопросами о будущем. В котором, само собой, не место бандитам. Пока мать и бабушка переживают о том, что скажут люди, Лариса планирует побег со своим возлюбленным.

Coming-of-age здесь интересна своим спонтанным обращением к фантастическому. В любом случае, дебют Марыси Никитюк благословили даже в Канне, выдав ей авансом премию ScripTeast за сценарий.

«Не в себе» / Unsane

Режиссер: Стивен Содерберг.

То, что Содерберг любит экспериментировать, мы поняли еще в фильме «Секс, ложь и видео». А с приходом на ТВ у него и вовсе развязались руки. Вам же не нужно рассказывать по второму кругу про разработки и новшества сериала «Мозаика»?

Про «Не в себе» заговорили совсем недавно, когда в сети появился трейлер и информация о том, что фильм полностью снят на смартфон. Возможности, судя по всему, 10-го айфона Содерберг проверяет на истории молодой девушки, которая решила уехать из родного города, найти новую работу и начать новую жизнь, сбежав от прошлого. Внезапно она принудительно попадает в психбольницу, где час от часу не легче. Галлюцинации, фантазии, реальность, которую легко спутать с вымыслом. Содерберг ловит зрителя на удочку и медленно натягивает леску. Удовольствие, надо думать, почти садистское. Но вам понравится.

«Имя моего брата Роберт, и он идиот» / My Brother’s Name is Robert and He is an Idiot

Режиссер: Филип Гренинг.

Лето. Солнце. Двое валяются в травке. Роберт помогает своей сестре-близнецу Елене подготовиться к экзамену по философии. В перерывах между разговорами о Хайдеггере Елена пытается выяснить, спал ли Роберт с ее лучшей подругой. Потом они спорят на «Фольксваген-Гольф», что Елена должна переспать с кем-то до окончания вуза. Если она проиграет, машину забирает брат. Пикантность в том, что на все у девушки фактически 48 часов.

Филип Гренинг снял, разумеется, coming-of-age. Но в ритме, который определяет только чувство времени близнецов. А с этим у них никаких проблем — щедрый трехчасовой хронометраж располагает к неспешному и вдумчивому просмотру.

«Морда» / Mug

Режиссер: Малгожата Шумовская.

Яцек — первый пациент, которому в Польше пересадили лицо. Несчастный случай произошел на заработках на стройплощадке, где строят самую большую статую Иисуса. Теперь Яцек не узнает себя в зеркале, но становится национальным героем и мучеником. Шумовская на основе этой истории исследует жизнь на окраинах современной Польши, которая занята тем, что облачает свою веру в камень.