Торжественный вечер с танцами для тех, кому вечно не хватает реальности в кино. Самая ее квинтэссенция — документальное кино. Больше — только по маршруту Селицкого / ДС Ангарская-4. Позвольте в общем вас пригласить.
Текст: Анна Ефременко
«Погоня за ледниками» / Chasing Ice
Режиссер: Джефф Орловски.
О чем кино: о том, как фотограф из журнала National Geographic Джеймс Балог фотографировал ледники.
Джефф Орловски выбрал для своей истории крайне выгодный ракурс: Балог в его фильме проходит стадии от отрицания самой идеи глобального потепления до борьбы с неверующими. Собственно, это обеспечивает нужный уровень зрительской эмпатии — особенно от тех, кто также скептичен к прогнозам ученых. Так что же такого рассказывают Балог и Орловски, что может заставить, скажем, автолюбителя со стажем если не пересесть на велосипед, то хотя бы посмотреть в его сторону.
Джеймс Балог собрал команду, с помощью которой полгода фиксировал изменения, которые происходят с ледниками по всему миру: от Аляски до Гренландии. Он ставил по несколько камер у каждого ледника, чтобы те круглосуточно каждый час делали снимки. Естественно, не все получилось сразу, львиная доля времени ушла впустую — а как иначе. Но то, что у Балога получилось зафиксировать к финалу, впечатляет. Особенно в параллельном монтаже, где заметки Балога чередуются с выпусками новостей, где политики рассуждают о том, что никакого глобального потепления нет, а таяние ледников никак не связано с ураганами и природными катастрофами.
Секрет хорошей документалки не только в собранной фактуре и истории, но и в том, как публичная жизнь героев перекликается с личной. И здесь Орловски раз за разом возвращает нас к семье Балога, которая вынуждена мириться с его хобби, доходящим до одержимости.
«Газовая страна» / GasLand
Режиссер: Джош Фокс.
О чем кино: о том, как бурение газовых скважин превращает воду в кранах в яд.
GasLand — пример журналистского расследования простого американца. Джош Фокс здесь и режиссер, и голос за камерой, и герой, и пострадавший. Однажды газодобывающая компания прислала ему письмо с просьбой сдать в аренду за большие деньги участок, где он живет — чтобы те добывали природный газ. Фокс отказал, но решил углубиться в вопрос, и поехал колесить по Америке, разговаривая с теми, кто живет вблизи места добычи газа. В этих рассказах — весь ужас фильма, который превращает его из роуд-муви в настоящий хоррор.
У кого-то началось расстройство нервной системы, кто-то остался с онкологией, у других ежедневные мигрени, боль в конечностях. Когда один из героев показывает Фоксу (простите) фокус — как вспыхивает обычная вода из крана, если к ней поднести зажигалку — необходимость в других доказательствах отпадает. Но пострадавшие раз за разом получают отказы по своим жалобам от добывающих компаний и правительства. Ну, а что такого — горит вода, подумаешь. «Вас же никто не заставляет ее пить», — сообщит один из мужчин в пиджаках во время интервью Фоксу. И то правда.
Расследование Фокса — насмешка над ширмой американской демократии, страны для людей. На дворе нулевые, а люди по-прежнему бессильны перед лицом корпораций. В такие минуты на вас может снизойти легкое непроизвольное чувство нежности к местным ЖЭСам. Которые пусть не заделывают яму у подъезда, но вы хотя бы пьете воду, в химическом составе которой не половина таблицы Менделеева.
«Меру» / Meru
Режиссер: Джимми Чин.
О чем кино: о том, как альпинисты пытаются покорить гору Меру и отступают за 100 метров до вершины. А потом пытаются снова.
В этой документалке человек не пытается уничтожить природу, в отличие от остальных. Он пытается ее покорить. Дается она с боем и не сразу. Пик Меру — один из самых сложных для альпинистов. Не каждый, кто покорял Эверест, смог одолеть эту вершину. Конрад Анкер, Джимми Чин и Ренан Озтюрк предпринимают попытку дважды.
Поначалу может показаться, что вы смотрите I Shouldn’t Be Alive на канале Discovery. Но там, где у телесети реконструкция, у Чина — реальные кадры. «Меру» — ода силе человеческого духа и одержимости идеей. Заразительная эмоциональная история нашла отклик у зрителей «Сандэнса» — те отдали ей приз зрительских симпатий в категории документального фильма. В «Меру» идея о сверхчеловеке, о его суперсиле и способностях преломляется дважды: о силу обстоятельств и волю природы. Но там, где сдается тело, по старому-доброму обычаю героических повестей, не сломить дух. Как раз это и воздействует на зрителя с необычайной силой.