#кинокомбо: по одному инди-фильму из Казахстана, Якутии и Москвы

На днях в Минске покажут по одному инди-фильму из Казахстана, Якутии и Москвы. Люди, которые не слышали про бум якутского кино, могут подумать, что мы говорим о местных сториз в Instagram. Такое же заблуждение по неопытности ждет и тех, кто решится посмотреть фильм из Казахстана. И только с московским кино все понятно: наверняка приедет Данила Козловский. Спойлер: увы.

Текст: Анна Ефременко

«Чума в ауле Каратас» / The Plague at the Karatas Village

Режиссер: Адильхан Ержанов.

О чем кино: в Каратас приезжает новый мэр и видит, что в ауле — беспредел. Но старому мэру и местным жителям этот беспредел нравится.

Когда посмотреть в Минске: 4 мая, 19.00, кинотеатр «Ракета».

То, что в Казахстане есть молодое и талантливое кино, уже не новость (для тех, кто все пропустил, есть предложение погуглить имена Дарежана Омирбаева, Акана Сатаева, Эмира Байгазина). И вы удивитесь, но имя Адильхана Ержанова для мировой и даже белорусской общественности не новость тоже: его предыдущая полнометражная картина «Хозяева» была в конкурсе Минского МКФ «Лiстапад», а та, о которой речь пойдет сегодня, стала лучшей в секции азиатского кино Роттердама. Теперь, когда мы все немного раззнакомились, перейдем к сути.

«Чума в ауле Каратас» — мощное образное высказывание о традициях и устоях консервативных обществ, о предрассудках, которые в буквальном смысле губят не только культуру, развитие, цивилизацию, но и самого человека. Рацио и разум в столкновении с архаикой обречены на уничтожение, что блестяще иронично обыграно в финальной сцене со шляпой.

В образности и многослойном цитировании анналов мирового кинематографа Ержанову не занимать. Он жонглирует отсылками к немецкому немому кино, итальянскому джалло и фильмам про зомби. Обращается и к театру теней, оставаясь при этом самобытным автором со своим визуальным языком. Его сюрреалистическая хоррор-притча пускает первую кровь уже минуте на пятой, а к финалу распалит макабрические пляски до линчевских масштабов. Коль доберетесь до просмотра, обратите внимание, как Ержанов работает с мизансценами: при статичности камеры действие разворачивается за счет находчивого внутрикадрового монтажа. Не пугайтесь: хоть метафоры Ержанова не слишком приятны охочему до рюш глазу, они доступны для понимания. Другое дело, зачем вам это, если вы любитель мелодрам с Джулией Робертс.

«Мой убийца»

Режиссер: Костас Марсан.

О чем кино: детектив Джулус расследует убийство девушки. И в первые 20 минут фильма преступника удается словить и завести на него дело. Да только Марсан снял не короткометражку, а значит остальные час двадцать придется разгадывать загадки.

Когда посмотреть в Минске: 5 мая, 19.00, кинотеатр «Ракета».

Если вы еще не слышали про бум якутского кино, не беда. Рискнем предположить, что о нем даже в самой Якутии слышали не все. Но феномен этой самобытной кинематографии настолько яркий, что фильм заметили даже на «Золотом глобусе», куда картину выдвигали как «Лучший иностранный». Любопытно и то, что фильм, снятый в российской провинции, выходит в региональный прокат и на равных соперничает по сборам с американскими блокбастерами, оставаясь при этом микробюджетным инди. И попадает на фестивали, не имея в титрах знаковых фамилий типа Звягинцева или Лозницы.

Якутский нуар напоминает лучшие образцы сурового корейского триллера. Здесь есть место жестокости, парни регулярно хватаются за стволы (не спрашивайте), а положительных персонажей днем с огнем не сыщешь. От российских детективных сериалов, которые с завидным упорством крутят по ТВ, «Моего убийцу» отличает то, что детектив здесь — красочная ширма. Марсан чередует погони и перестрелки с бытовыми сценами, в которых и есть вся соль, вы, главное, не стесняйтесь пробовать. То, как герои спонтанно переходят с якутского на русский, куда интереснее, чем сюжетные кульбиты детективной истории. И зарисовки из притона, где живет убийца, захватывают не меньше, чем допрос с пристрастием.

Пользуются якуты в прямом смысле и своим положением: завораживающие пейзажи второй половины картины поспорят за зрительское внимание с все той же детективной линией. Потому что изрезанная горным пейзажем линия горизонта таит в себе не меньше мистики. И к финалу «Мой убийца» доходит с неутешительными выводами: преступны не только те, кого удалось схватить за нарушение закона, но и каждый встретившийся на пути правосудия тоже. Будем как-то дальше с этим жить.

«Охотники»

Режиссер: Александр Селиверстов.

О чем кино: главный герой то и дело погружается в мир своих фантазий, которые причудливым образом начинают перемежаться с реальностью.

Когда посмотреть в Минске: 6 мая, 19.00, кинотеатр «Ракета».

Дебютная работа 32-летнего Александра Селиверстова абсолютно независимое, снятое без государственной поддержки кино. Это фильм-мозаика в кортасаровском ключе. Здесь, как в калейдоскопе, множество фрагментов, которые могут собираться, а могут и нет, в цельную картинку. Герои то и дело спорят о Годаре, Караваджо, Рафаэле и Полански, рассуждают о дикости промискуитета, времени и истории. А чтобы зритель не расслаблялся, фантазия и реальность чередуются еще и визуально: цвет замещает черно-белое изображение, а затем фильм снова возвращается к краскам.

Селиверстов осмелился лишить свой сюжет классического нарратива и поговорить со зрителем. Медитативный ритм и постоянные дискуссии героев подразумевают, что в какой-то момент зритель перестанет ждать нового поворота и подключится к разговору. Или хотя бы будет задавать себе те же вопросы, что персонажи задают друг другу. Эта полемика — автора и зрителя — самое важное, что происходит во время сеанса. Переживающий экзистенциальный кризис из-за расставания с девушкой Иван чувствует себя раненым и опустошенным. И каждому раненому и когда-либо опустошенному в зрительном зале это ощущение передадут сполна.

Высказать режиссеру в лицо, понравилось вам это или нет, можно будет прямо после показа в Минске. Селиверстов приедет и ответит на все вопросы лично.