Сложно представить, что в стране, где «Горящее предложение! Изумрудные берега Хорватии за 550 на двоих», все хорошо с кинематографом. Но поверьте на слово: значительно лучше, чем «в одной из ведущих студий в Восточной Европе». Можно опустить подсчет наград и цифры сборов, а всего-навсего посмотреть, скажем, «Горана».
Текст: Анна Ефременко
«Горан» / Goran
Режиссер: Невио Марасович.
О чем кино: у Горана есть слепая жена, друг, семейство жены и вот-вот появится ребенок. Живут они все в заснеженном уголке Хорватии и сложно представить, что что-то может пойти не так.
Хорватский кинематограф даже на фестивалях не самый частый гость. Что уж говорить о прокате или торрентах. Но это они зря. Люди постарше могут вспомнить фамилию Райко Грлича, который в 80-е снял трагикомичную «Погранзаставу», а в 2010-м неожиданно выкатил очаровательную историю про 60-летнего похотливого Николу — «Только между нами». Из режиссеров помоложе на ум приходит Далибор Матанич и его «Зенит» — три истории запретной любви, спроецированные на три десятилетия хорватской истории. Масштаб, оцененный самим каннским жюри в конкурсе «Особый взгляд».
Невио Марасович — фигура не настолько заметная. Но это не умаляет заслуг фильма «Горан», который начинается как предрождественская сказка, а заканчивается — как забористый триллер. Натурализм, радикализм, порно — все славные атрибуты доброго семейного кино на месте. А атмосферу задает праздничное застолье, которое оборачивается скандалом.
У Марасовича все не то, чем кажется. Хорватия — не прекрасный горно-морской курорт. Семейные отношения — далеко не идиллия. А видеокассета с невинными зарисовками — компромат даже не восемнадцать — «21+». И пока вам карту за картой раскрывают всю комбинацию, вы успеваете с улыбки скатиться в отчаяние. Впрочем, не все так плохо: «Горан» хоть и черный, но анекдот, а значит поводов посмеяться будет предостаточно. И удивиться каждому лихому сюжетному повороту: для норвежского романиста Гисвольда сценарий получился бодрым и находчивым. Что важно — никаких реверансов в адрес заокеанских «королей жанра» — братьев Коэнов и Тарантино. Не уступая сценарию работает и саундтрек, достигая кульминации в сцене с вечеринкой, где заводной Parov Stelar сменяется популярной югославской песней 60-х. Культурные коды, все такое, но если бы на вашей вечеринке кто-то так необдуманно переставил пластинки, вам бы сошло с рук даже физическое насилие.
Для шокера «Горан» берет на себя больше, чем принято, но перевеса не наступает. Здесь проскочит с десяток гомофобных шуток, хлестких сатирических выпадов на тему семейных взаимоотношений и ценностей, иронические уколы про ревность и иронию судьбы. Ничего навязчивого, все как на фермерском рынке: хочешь — бери, не хочешь — оставь другим.
Любопытно, что американская критика предпочла второе. Местная пресса не оценила то, за что «Горана» полюбила критика европейская — ритм картины, обозначив его как слишком перебивчивый. Но Марасович делает это осознанно, добавляя ноты абсурда не сразу — а когда закипит. И в этот момент «Горан» мчит на полном ходу, оставляя белорусского зрителя с мечтами если не о «сокровищах хорватской Адриатики», то хотя бы о конкурентоспособном кино.