Погони, перестрелки, лихие сюжетные повороты — это все, конечно, хорошо, но ничто не заменит старые-добрые хождения по пустыне под медитативную музыку. Наши сегодняшние вестерны именно об этом. Запасайтесь терпением.
Текст: Анна Ефременко
«Золото» / Gold
Режиссер: Томас Арслан.
О чем кино: группа немецких переселенцев штурмует путь на Доусон, чтобы найти золото и разбогатеть. Путь начинают шестеро, до финиша, ясен пень, дойдут не все.
Про самый свежий фильм немецкого режиссера Арслана мы вам уже рассказывали. А вот про «Золото» нет — исправляем оплошность. От динамики вестерна да сюжетных кульбитов приключенческой драмы здесь, пожалуй, в сухом остатке только «драма». Арслана не интересует золото как финальная цель, путь его героев — не к приискам, а к самим себе. В изматывающей дороге к богатству как нельзя лучше проявляется худшее в каждом из нас. Человек — существо социальное только до той поры, пока не оказывается под угрозой его благосостояние. А как оказывается — пиши пропало. Суд Линча с легкостью находит объяснение и поддержку, прикрываясь самым гуманным судом в мире. «- Законно будем то, что мы решим. Повесим его на рассвете. — А почему не сейчас? — Потому что мы не варвары. Приговоренных вешают на рассвете». А вы говорите, немецкий юмор не смешной.
Если абстрагироваться от признаков эпохи, то «Золото» можно считать эталонным фильмом о жажде власти и богатства. И о том, какое чувство сильнее — жажда золота, месть или любовь. Другой лейтмотив Арслана — тотальное разочарование и бытие побежденным. Это только в сериях «Индианы Джонса» все заканчивается хорошо, в случае с «Золотом» с дистанции сходит так много «бегунов», что проще сосчитать, сколько останется. Но этим вы уже займитесь самостоятельно, нас ругают за спойлеры.
«Обход Мика» / Meek’s Cutoff
Режиссер: Келли Рейхардт.
О чем кино: фильм основан на реальной истории о том, как опытный проводник Стивен Мик провел попавший в беду обоз короткой дорогой по легендарной Орегонской тропе.
Если про Арслана мы писали лишь единожды, то про Рейхардт — значительно чаще (вы все равно поленитесь искать, поэтому сразу кликайте тут и тут). «Обход Мика» вполне справедливо называют «антивестерном». Любителям погонь и перестрелок будет так смертельно скучно, что они попросят лучше включить любое видео с регистратора на парковке возле универмага где-нибудь в Жодино. А вот поклонникам экзистенциальных драм «Обход Мика» придется по вкусу.
Критики, конечно же, нашли политический подтекст, но на нем останавливаться хочется как раз меньше всего. Потому что «Обход Мика» — это медитативное странствие в неизвестность. Один повел, обещая короткий путь, но заблудился. Остальные не знают, что и думать — доверять Сусанину или положиться на едва знакомого да еще не говорящего по-английски индейца. Может вообще повесить чужака — и дело с концом? Эти вопросы для Рейхардт куда важнее параллелей с бушевской америкой. В конце концов, не только при Буше народ блуждал в пустыне под палящим солнцем колонной во главе со сбившимся с пути проводником. Да что уж там, многие и продолжают блуждать.